Комментарии
Анастасия Зеленкова

15 мгновений марта

Нынешний март хоть и выдался вполне весенним в погодном смысле, но политической оттепелью не радовал. Суды над фигурантами дела о массовых беспорядках, очереди в обменниках и прочие невеселые отголоски недавно прошедших в стране выборов.

1. Пожалуй, главным лейтмотивом месяца стали суды по делу о массовых беспорядках 19 декабря. Все было очень похоже на театр абсурда. Мускулистые парни из рядов спецназа жалостливо рассказывали суду, как подверглись избиению на площади. Несмотря на то, что ни один из стражей правопорядка не указал на обвиняемых, суд счел вину подсудимых вполне доказанной. В итоге пресс-секретарь экс-кандидата в президенты Андрея Санникова – журналист Александр Отрощенков был приговорен к четырем годам лишения свободы, активист Дмитрий Новиков — к трем с половиной, Александр Молчанов – трем годам колонии усиленного режима. Никита Лиховид получил три года колонии строгого режима.

Лидер зарегистрированного в Чехии «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич и активист Эдуард Лобов хоть и проходили по делу о злостном хулиганстве , но вполне вписывались в общую картину. Да и сроки получили соответствующие: два года колонии общего режима Дашкевичу и четыре года колонии усиленного режима Лобову.

Пожалуй, лишь россияне Гапонов и Бреус отделались «легким испугом» в виде штрафов в 300 базовых величин. Под небывалую раздачу слонов в тот день попал и белорусский предприниматель Дмитрий Медведь, которого суд приговорил к трем годам условно. В итоге все трое оказались на свободе среди родных и близких.

2. Однако такому «разгулу правосудия» было свое объяснение. Аккурат в день вынесения россиянам приговора в Минске ждали Владимира Путина. Накануне Москва неоднозначно дала понять, что торг неуместен и освобождение россиян в первую очередь нужно самим белорусским властям. Россияне были отпущены, встреча состоялась. Правда, получилась какая-то скомканная и неубедительная. Путин и Лукашенко попытались оправдать смысл жизни Союзного государства. Вышло не очень. В итоге ограничились подписанием соглашения о строительстве АЭС на территории Беларуси и заявлениями о слиянии активов МАЗа и КамАЗа.

3. Надо сказать, что в целом в марте дела у Александра Лукашенко складывались не ахти. Европа настойчиво грозила санкциями. В частности, брюссельский сайт EUobserver сообщил, что Евросоюз разрабатывает меры в отношении предприятий «Беларуськалий», «Белнефтехим», «Белтехэкспорт» и «Трайпл». Специалисты в один голос уверяли, что последствия от санкций ЕС окажутся в разы более серьезными, нежели от санкций США, вот только сомневались, пойдет ли на это Брюссель?

А пока суд да дело, Европа решила действовать проверенным методом и расширила «черный список» белорусских чиновников, которым запрещен въезд в ЕС, еще на 19 фамилий. Казалось бы мелочь, но, судя по реакции, чиновников сей шаг изрядно раздосадовал. Даже глава ЦИК Лидия Ермошина, которая, казалось бы, уже давно должна была привыкнуть к статусу невъездной, посчитала это «оплеухой».

Чтобы хоть как-то сохранить лицо, официальный Минск решил ввести свои «черные списки». Имена людей, которым запрещен въезд на территорию Беларуси, оглашать не стали. При получении визы, так сказать, сюрприз будет. Уже возникли вопросы с польскими чиновниками, которые планировали отправиться на мероприятия в Катынь через Беларусь. Такая вот мелкая пакость.

4. Зато значительно более крупная пакость может ожидать Александра Лукашенко. Как сообщает издание Independent, британские юристы готовятся привлечь белорусского президента к суду, обвиняя его в систематическом нарушении прав человека, а именно в том, что заключенных белорусской тюрьмы КГБ регулярно подвергают пыткам. В пресс-службе президента готовящийся иск называли «несерьезной возней». Однако расслабляться не стоит: по мнению юристов, такая возможность все же имеется.

5. К тому же одним из главных свидетелей обвинения вполне может стать экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич. В конце февраля политик сделал шокирующее признание о пытках, применяемых к нему в стенах СИЗО КГБ. А в марте вновь удивил всех, тайно бежав из страны в Чехию, где уже получил политическое убежище. Даже его жена узнала об отъезде мужа из его блога. Семья политика выезжать вслед за ним пока не намерена, хотя и гарантии их полной безопасности тоже никто не даст, ведь давно известно, как власти мстят политическим оппонентам через их родных.

6. Жертвой правового беспредела стал один из лучших белорусских адвокатов Павел Сапелко, который защищал Андрея Санникова, Павла Северинца и Дмитрия Дашкевича. 3 марта он был исключен из состава Минской городской коллегии адвокатов по представлению Министерства юстиции. В интервью «Салідарнасці» адвокат пролил свет на реальное положение в СИЗО КГБ и рассказал, что его бывший подзащитный Андрей Санников «находится в условиях, которые международными нормами определены как пытки».

7. Кстати, тема пыток звучала весь прошедший месяц. Редакции газет завалили письмами, в которых заключенные рассказывали, что то, что делали с Михалевичем – это лишь малая часть имеющихся в арсенале КГБ методов. Своей историей поделился и строитель Кирилл Семенчук, которого под пытками заставили дать интервью БТ и подписать заявление о сотрудничестве с белорусскими спецслужбами.

8. О методах КГБ оказалось неизвестно только одному человеку. «Если бы только до меня дошла информация о пытках...», — сокрушался Александр Лукашенко 18 марта на встрече с руководителями одиннадцати российских изданий. Но, увы, не дошла. Зато сам Александр Григорьевич донес до общественности много удивительных открытий. Оказывается, Борис Немцов прислал для участия в акции 19 декабря две группы, Беларусь субсидирует каждого россиянина, а Ирина Халип инсценировала свой арест.

В целом же глава государства в этом месяце казался на удивление молчалив. Если только не считать его интервью «Вашингтон пост». Там уж он развернулся: посоветовал американцам менять свой диктаторский курс, поучил Запад демократии, возмутился тем, что наказали его сыновей и других невинных людей, и предостерег Обаму от судьбы Кеннеди. Кстати, неожиданно выяснилось, что еще два года назад эти рассуждения о судьбе американского президента изложив в своем стихотворении «Пакуль Абаму не забілі» поэт и кандидат Владимир Некляев.

9. Между тем отсутствие в эфире Александра Лукашенко с лихвой компенсировалось появлением множества экономических катаклизмов. Предвыборное повышение зарплат аукнулось инфляцией, увеличением отрицательного сальдо и прочими серьезными проблемами. Стало очевидно, что девальвация в стране неизбежна. Ну а слухи об изменении курса валюты, породил огромные очереди у обменников. Примечательно, что глава Нацбанка Петр Прокопович продолжал заверять всех в незыблемости белорусского рубля, а в это время Нацбанк полностью остановил продажу валюты банкам для обменников. Уже появился и серый курс рубля. В общем диагноз подтвердился – «острая валютная недостаточность».

10. Но на этом проблемы не закончились. К концу месяца автомобилистов ждало очередное (второе за март) повышение цен на бензин. В итоге цены на светлые нефтепродукты за этот период выросли на 15-20%. Автолюбители обещали ответить флэшмобом.

11. Традиционный День Воли, хоть и прошел в измененном формате, однако закончился вполне традиционно – задержаниями и судами. Правда, благодаря действиям сотрудников милиции, празднование увидел весь центр Минска. Как это было, можно увидеть в фоторепортаже «Салідарнасці». А последующие задержания и суды стойко закрепили за главой МВД Анатолием Кулешовым звание «министра сомнительных заявлений».

12. И хотелось бы порадовать чем-то по-весеннему позитивным, да никак не выходит. Даже в сфере культуры в этом месяце наблюдались обширные заморозки – в Беларусь вернулись «черные списки» запрещенных музыкантов, поэтов и деятелей искусства. И хоть чиновники всеми силами открещивались от существования подобных списков, в стране один за одним отменялись концерты «Ляписа Трубецкого», Змицера Войтюшкевича, «Нейро Дюбеля», Лявона Вольского. И все по техническим причинам. Других у нас не бывает.

А скоро белорусы могут лишиться возможности слышать и зарубежных исполнителей. В британской газете Independent был опубликован призыв к звездам мировой эстрады не выступать в Беларуси — стране, где попираются права человека.

Так что не исключено, что скоро нам придется довольствоваться исключительно продуктом белорусской эстрады. Один из них уже поспел для представления на суд зрителей на конкурсе «Евровидение-2011» — держись, Европа!

13. Но весна все же давала о себе знать. Корреспондент «Салідарнасці» стал свидетелем того, как прошло «Гуканне вясны» в Вязанке.

Ну а военнослужащие войсковой части 3214 внутренних войск в Минске слепили на Масленицу «автозак». У каждого свое представление о прекрасном.

14. Радостными в этом месяце были, пожалуй, только новости спорта. Да и те не все.

Сборная Беларуси, проиграв в Тиране в матче отборочного турнира чемпионата Европы-2012 национальной команде Албании — 0:1, не только потерпела первое поражение в квалификации к EURO, но и позволила дружине Йосипа Куже сравняться с собой по набранным очкам.

А вот белоруска Дарья Домрачева на заключительном этапе Кубка мира-2010/11 по биатлону в норвежском Холменколлене финишировала первой в гонке с массовым стартом и выиграла малый хрустальный глобус, с чем мы ее и поздравляем.

Порадовал и центрфорвард «Торонто» и национальной сборной нашей страны Михаил Грабовский. Набрав два бомбардирских балла в победном для «Мэйпл Лифс» матче регулярного чемпионата Национальной хоккейной лиги против «Миннесоты», он был не только признан первой звездой поединка, но и поднял планку рекорда результативности для белорусов в одном «гладком» первенстве до 55 очков.

15. Мировые новости тоже позитивными не назовешь. На Японию после мощного землетрясения обрушилось страшное цунами, унесшее жизни нескольких тысяч человек и заставившее весь мир задуматься об ядерной катастрофе. Неравнодушные белорусы провели акцию солидарности с Японией – вечером 14 марта в Сендайском сквере явились зажженные свечи и бумажные журавлики.

А в Ливии тем временем развернулись военные действия против Каддафи. Исход этого противостояния станет известен уже очень скоро.

Также рекомендуем обратить внимание на следующие публикации, появившиеся на нашем сайте в марте:

Топ-7 белорусских политических беглецов

Петр Марцев «Москва дала сигнал белорусской элите, что готова кого-то поддержать»

Будни «атомного» поселка (фоторепортаж)

Ярослав Романчук: «Сети так плотно расставлены, что у Лукашенко вообще не остается никакой свободы маневра»

«Наушник» не умеет читать и писать

Как меня жаба душила

Цяжка быць прэзідэнтам!

На хрена такой союз?!

Как я стал беларускамоўным

Как отдохнуть в Таиланде за 220 долларов (фото)

Заговорщик Купала, неправильные пчелы и другие идиотизмы нашего городка

Как проехать Малайзию-Сингапур-Камбоджу за 230 долларов (фото)

Антон Кушнир предложил руку и сердце «Мисс International»

Deep Purple «взорвал» Дворец спорта «Купалінкай» (фото)

И до встречи на www.gazetaby.com в апреле! Весна обязательно будет!