Общество
Кирилл Иванов

20 фактов о том, как в Беларуси борются с коррупцией

От «гвоздей Шушкевича» и до наших дней — «Салідарнасць» собрала два десятка наиболее интересных историй о борьбе со злом.

Антикоррупционный доклад депутата Лукашенко опубликовала «Советская Белоруссия». Фото naviny.by

1. 14-15 декабря 1993 года можно смело считать судьбоносными как для Александра Лукашенко лично, так и для всей страны. Будучи председателем антикоррупционной парламентской комиссии, он зачитал специальный доклад. Это привело к отставке спикера Верховного Совета Станислава Шушкевича, которого обвинили в присвоении ящика гвоздей. Это открыло Лукашенко путь на олимп власти.

2. Год спустя в парламенте прозвучал новый антикоррупционный доклад. Его подготовил депутат Сергей Антончик, работавший в свое время в комиссии Лукашенко. В этот раз доклад был посвящем ближайшему окружению новоизбранного президента. Слушая изобличения парламентской комиссии Лукашенко плакал.

Но не стоит верить слезам политика. Власти запретили газетам печатать доклад Антончика, многие из них вышли с белыми полосами. А автора скандального документа впоследствии наказали огромным штрафом, обвинив в клевете на тогдашнего управделами президента Ивана Титенкова, упомянутого в докладе.

3. Утаив от широкой общественности скандальный доклад, власти не решили саму проблему коррупции. В первые же годы нахождения у власти Лукашенко последовали громкие аресты среди высокопоставленных чиновников, назначенных на посты лично президентом. Одной из первых этот список открыла Тамара Винникова, председатель правления Нацбанка. 14 января 1997 года ее отстранили от должности, и в тот же день задержали по подозрению в совершении должностного преступления и причинении ущерба государству в особо крупных размерах. В апреле 1999-го она исчезла из-под домашнего ареста, а летом 2001-го объявилась в Лондоне.

Фото photo.bymedia.net

4. 30 марта 1999 года арестовали бывшего премьер-министра Михаила Чигиря. Его обвинили в злоупотреблении служебным положением, превышении власти и служебных полномочий, халатности. Последнее обвинение относилось к годам работы Чигиря в банковской сфере и на должности премьер-министра.

Бывший премьер фигурировал в докладе Антончика, но его арест имел скорее политическую подоплеку. В 1996-м накануне референдума он демонстративно ушел в отставку, а незадолго до задержания заявил об участии в альтернативных президентских выборах, организованных оппозицией.

Михаил Чигирь перед началом судебного заседания, его жена Юлия Чигирь читает уголовный кодекс. Фото photo.bymedia.net

5. 21 ноября 2001-го — особая дата в истории борьбы с коррупцией. В этот день были возбуждены уголовные дела сразу против двух высокопоставленных управленцев —начальника Белорусской железной дороги Виктора Рахманько и председателя ЗАО «Атлант» Леонида Калугина. Первого обвинили в злоупотреблении служебными полномочиями и хищении имущества в особо крупных размерах, второго — в злоупотреблении служебным положением, незаконной предпринимательской деятельности и валютных махинациях.

Виктор Рахманько (в центре). Фото 150let.rw.by

В 2003 году Рахманько осудили на срок, который он провел, находясь под арестом. После этого он уехал в Россию , где нашел работу в одном из подразделений «Газпрома».

Калугину грозил 8-летний срок, но в 2003 году его амнистировали. Он уехал в Россию, где стал монахом.

Леонид Калугин заходит в зал суда Центрального района Минска, 2003 год. Фото photo.bymedia.net

6. 2002 год также был насыщен событиями на поле битвы с коррупцией. Весной были арестованы отец и сын Виктор и Андрей Казеко — глава концерна «Белгоспищепром» и начальник отдела сбыта «Кристалла». Их обвинили в неоднократном получении взяток, злоупотреблении служебными полномочиями, отмывании нелегальных доходов. Это дело получило известность благодаря жесткости вердикта суда — Виктор Казеко получил 12 лет тюрьмы, Андрей Казеко — 10.

Андрей и Виктор Казеко дают интервью журналистам после вынесения приговора суда, 2003 год. Фото photo.bymedia.net

7. Впрочем, арестованный в том же году директор МТЗ Михаил Леонов также получил немалый срок. В декабре 2003-го Верховный суд признал его виновным по ряду обвинений: уклонение от уплаты подоходного налога на доходы, полученные преступным путем, легализация преступно нажитых доходов и получение взятки. Получив 10 лет лишения свободы в исправительной колонии усиленного режима, Леонов провел за решеткой восемь лет.

8. Если первый «завхоз» президента Иван Титенков ушел с должности по своему желанию, то назначенной на эту должность в 2001-м Галине Журавковой повезло меньше. В феврале 2004-го ее арестовали вместе с группой подчиненных, обвинив в хищениях на сумму свыше $ 3,2 млн. Половину суммы Журавкова компенсировала, не признав в суде свою вину. В тюрьму она так и не попала, так как была помилована Лукашенко.

Галина Журавкова с председателем КГБ Леонидом Ериным за год до ареста (фото слева). У здания Верховного суда, Минск, 2004 год. Фото photo.bymedia.net

9. 5 лет из 11 провел в колонии бывший председатель Национальной гостелерадиокомпании Егор Рыбаков. Как и Журавкову, его арестовали в феврале 2004 года. Рыбакова обвинили в получении взятки, а также отмывании денег с использованием служебного положения.

Рыбакова освободили досрочно по решению суда, ранее два года срока списала амнистия. Как позже заявил тогдашний председатель НГТРК Александр Зимовский, именно он ходатайствовал о досрочном освобождении Рыбакова.

Егор Рыбаков (справа) и Александр Зимовский. Фото photo.bymedia.net

10. В том же 2004 году были арестованы за злоупотребление служебным положением гендиректор ОАО «Нафтан» Константин Чесновицкий и глава Госкомавиации Федор Иванов. Оба были осуждены два года спустя. Иванов отделался легким испугом — штрафами и компенсацией ущерба. Чесновицкий вины не признал и больше года провел в тюрьме, попутно лишившись миллиона долларов конфискованных в доход государства.

11. После урожайного на коррупционные скандалы 2004 года наступила небольшая передышка. Очередной громкий арест произошел 29 мая 2007-го — в этот раз задержали председателя концерна «Белнефтехим» Александра Боровского. Его история не менее удивительна, чем у Калугина. Осужденный в марте 2008-го на 5 лет тюрьмы за злоупотребление служебными полномочиями, причинившее существенный вред государству, к концу года бывший чиновник был помилован Лукашенко. Более того, признавший на суде вину «только перед президентом», Боровский через год после освобождения был утвержден главой государства на должность руководителя МАЗ .

Александр Боровский на новой должности. Фото Сергей Гудилин, «Наша Ніва»

12. Спустя 14 лет после триумфальной публикации доклада, в ноябре 2008-го Лукашенко провел для высшего руководства страны совещание об эффективности мер по борьбе с коррупцией. Показательно, что оно касалось высоких чинов из правоохранительных органов. В отношении первого заместителя генпрокурора Николая Куприянова и прокурора Минской области Михаила Снегиря завели уголовные дела. Также на совещании прозвучали фамилии заместителей руководителя МВД Александра Щурко и Виктора Филистовича. Чиновников обвиняли в махинациях с недвижимостью земельными участками и давлении на судей.

Михаил Снегирь, названный на том совещании «коррупционером №1», отбыл в тюрьме 4 года из 7-и и в 2013 году вышел на свободу.

13. Дело экс-главы Департамента финансовых расследований Анатолия Громовича необычно своей развязкой. Задержанный в 2009 году по подозрению в получении взяток и уклонении от уплаты таможенных платежей, спустя два года он был оправдан и вышел на свободу. Как и большинство из 36 фигурантов «дела Громовича».

Следователь Генпрокуратуры Светлана Байкова, которая вела это дело, сама была арестована. Шесть месяцев она провела в СИЗО и год под домашним арестом.

Светлана Байкова и Анатолий Громович (крайний справа. Фото bk-brest.by

14. Пример 52-летней женщины, невролога одной из минских поликлиник, свидетельствует об избирательности в вопросах гуманности высшего руководства страны. В результате оперативного эксперимента она получила взятку в размере 45 долларов. Это стоило медику 6 лет свободы. Помните помилованную Журавкову с ее ворованными миллионами долларов?

15. 20 декабря 2010 года по подозрению в злоупотреблении властью был задержан командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Азаренок. Год спустя он был приговорен к 9 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Лишенный погон и свободы бывший командующий проклял своих судей.

16. Бывший первый заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Васильев был осужден на 14 лет колонии усиленного режима. Реализуя чешский инвестпроект по строительству в Минске мусороперерабатывающего предприятия, предложил «решить вопрос» за $ 500000.

Игорь Васильев (справа) и Николай Ладутько (второй справа) на открытии трехуровневой развязки в Минске, 2 июля 2012 — за четыре дня до ареста Васильева. Фото nn.by

17. Нескромные аппетиты присущи не только крупным чиновникам из Минска и областных центров. В 2012 году бывший начальник Климовичского РОВД Александр Артеменко был задержан вместе с подельниками по подозрению в вымогательстве взятки в полмиллиона долларов. Через год он был осужден на 11 лет тюрьмы.

18. В августе 2013 года Лукашенко провёл совещание по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. На нем вспомнили арестованного заместителя Ладутько. Большое количество коррупционных дел объяснялось тем, что в Беларуси ведется постоянная борьба с этим видом преступлений, а антикоррупционное законодательство страны было охарактеризовано, как «отвечающее международным стандартам».

19. В 2014 году, как и в далеком 1993-м, коррупция стала для Лукашенко темой №1. Возможно, причиной этого явились события в Украине (а также предстоящие президентские выборы). В марте на совещании по совершенствованию системы и работы по приему в вузы и ссузы он призвал чиновников сделать выводы из событий в Украине и не допускать проявлений коррупции.

20. А что думают рядовые белорусы о десятилетиях борьбы с коррупционной гидрой? Результаты общенационального опроса, проведенного в июне 2014 года Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, говорят следующее: почти 24% опрошенных считают коррупцию самой острой проблемой нашего общества. С заявлением Лукашенко о том, что «белорусская власть постоянно и жестко борется с коррупцией» согласны 39.1%.

Почти 30% считают, что «Лукашенко будет пытаться бороться с коррупцией, но ему вряд ли удастся добиться существенных успехов, потому что коррупция в Беларуси неискоренима», свыше 20% — что «Лукашенко трудно бороться с коррупцией, поскольку он сам во многом зависит от коррумпированных чиновников», почти 20% — что «Лукашенко и не будет серьезно бороться с коррупцией, поскольку он тем или иным образом заинтересован в ней».