Общество
Кирилл Иванов

Как в Беларуси никого «не дискриминируют»

«Салідарнасць» проверила на прочность слова Лукашенко о «гражданском мире и согласии».

Выступая 2 октября на религиозно-политической акции «Молитва за Беларусь», Александр Лукашенко отметил, что «гражданский мир и согласие, неприятие любых форм враждебности на религиозной и этнической почве стали главными составляющими государственной политики Беларуси».

— Жители Беларуси оценивают межнациональные отношения в стране как спокойные. У нас нет дискриминации по конфессиональному и национальному признаку. Не знаю, есть ли еще такая страна на планете, где руководители разных религиозных и общественных объединений не только дружат между собой, но и активно помогают друг другу, — заявил глава государства.

«Салідарнасць» решила проверить на прочность это высказывание, вспомнив несколько характерных случаев, способных поставить его под сомнение.

История церкви «Новая жизнь»

Начнем с того, что рядом с Лукашенко на «Молитве за Беларусь» не было ни одного представителя от протестантских церквей. Возможно, одной из причин этому является история минской протестантской церкви «Новая жизнь».

В этом году исполняется десять лет с момента, как община церкви начала борьбу за сохранение своего здания, бывшего коровника. В 2005 году городские власти лишили религиозную общину права пользования земельным участком, выделенным ей в бессрочное пользование.

История борьбы с властями за участок и здание насчитывает три десятка судебных исков. В 2006-м члены общины почти месяц держали пост-голодовку, митинговали на площади Бангалор.

БХД и Книга рекордов Гиннеса

В июне 2015 года оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» заявил о сборе документов для подачи заявки в Книгу рекордов Гиннеса в категории «Самое многочисленное количество отказов в регистрации партии».

Таким образом заявители хотели привлечь внимание к проблеме нерегистрации политических партий и общественных организаций в Беларуси — последняя партия в стране была зарегистрирована в 2000-м.

13 июня прошел пятый учредительный съезд Партии БХД. До этого оргкомитет получил четыре отказа в регистрации.

Два союза поляков

Задержание одного из активистов непризнанного властями Союза поляков. Воложин, февраль 2010. Фото nn.by

В 2005 году в Союзе поляков Беларуси произошел раскол. После истечения срока полномочий Тадеуша Кручковского на очередном съезде организации председателем была избрана Анжелика Борис. В отличие от предшественника, Борис не избегала контактов с демократическим движением. Власти не признали итоги съезда. Несколько месяцев спустя был организован новый съезд, на котором был избран новый председатель — Иосиф Лучник. Итоги съезда были поддержаны властями. Так возникли два союза поляков — провластный и опальный. Первый финансируется белорусскими властями, второй поддерживают власти Польши.

Руководители и рядовые члены непризнанного союза неоднократно подвергались преследованию и давлению.

Два союза писателей

Десять лет назад раскол произошел и в Союзе белорусских писателей. Часть членов союза покинули его, создав новую организацию — Союз писателей Беларуси.

Причиной демарша раскольники назвали «политизацию СБП, его борьбу с властью».

Новый союз возглавил Николай Чергинец. СПБ занимает провластную позицию, пользуется поддержкой государства. После раскола опальные писатели вынуждены были покинуть минский Дом литератора, который в результате достался союзу под руководством Чергинца.

Два объединения журналистов

Флешмоб против закрытия газет «Наша ніва» и «Народная воля» на открытии XV Минской международной выставки «СМИ в Беларуси», май 2011

В Беларуси двадцать лет существует разделение на государственную и независимую прессу.

Отметившее в сентябре 20-летие общественное объединение «Белорусская ассоциация журналистов», в отличие от провластного Белорусского союза журналистом, не имеет государственной поддержки.

Многие независимые СМИ 10 лет назад были выброшены из государственной системы распространения.

Регистрация новых негосударственных общественно-политических изданий фактически заморожена. По этой причине часть СМИ вынуждена регистрироваться за границей, что влечет за собой санкции за работу сотрудников этих редакций без аккредитации.

Впрочем, журналисты зарегистрированных СМИ также часто попадают под раздачу.

Государственные СМИ существуют за счет поддержки из госбюджета. Нередки случаи принудительной подписки на госиздания.

Молодежь: кому госфинансирование, а кому — тюрьма

В 1997-м была создана организация Белорусский патриотический союз молодежи. Вскоре она сменила название на Белорусский республиканский союз молодежи, поглотив попутно бывшую комсомольскую организацию.

В январе 2003-го Лукашенко подписал указ о господдержке БРСМ, фактически закрепив за ним статус монополиста в области официальной молодежной политики.

Совсем другое отношение демонстрирует государство в отношении независимых молодежных организаций. В Беларуси существует статья уголовного кодекса за действия от имени незарегистрированного объединения. В 2006-м по этой статье был осужден Дмитрий Дашкевич, лидер незарегистрированного в Беларуси «Молодого фронта».

Черные списки для «неправильных» музыкантов и художников

Более десяти лет в Беларуси подвергаются притеснению музыканты и целые группы, имевшие смелость играть концерты на акциях оппозиции. Как и целый ряд деятелей искусств — от художников до литераторов.

Один из последних примеров, связанных с так называемым «черным списком»: певцу и музыканту Дмитрию Войтюшкевичу отказали в выдаче гастрольного удостоверения, обвинив его в экстремизме.

Без права на мову

Задекларированное на бумаге равноправие государственных языков на деле является фикцией. Парадокс: белорусы, желающие учить своих детей на родном языке, что является их конституционным правом, вынуждены собирать подписи других родителей.

Белорусский язык практически вытеснен из большинства сфер общественной жизни. Белорусскоязычных школ становится с каждым годом все меньше, а количество студентов ВУЗов, учащихся на родном языке, давно уже укладывается в величину статистической погрешности.

Список примеров можно продолжать, но и этого количества вполне достаточно, чтобы разрушить миф о монолитности белорусского общества.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)