«Нужно доказать Западу: хотите, чтобы Украина победила, чтобы Путин проиграл, — решите вопрос с Лукашенко»

Бывший силовик Владимир Жигарь — о выводах после теракта в Подмосковье и инсайдах от беларусов.

— Некоторые сделали выводы: раз беларусские так называемые милиционеры после теракта в «Крокусе» получили ориентировки на предполагаемых террористов, значит, те ехали в Беларусь. Это не обязательно так, хоть в принципе и не исключается, — отметил Владимир Жигарь на Радыё Свабода. — У Беларуси отсутствует граница с Россией, нет таможни и пограничников и при этом есть возможность перейти границу в ЕС.

Вот такое достижение режима Лукашенко. Можно сказать, что Беларусь — это страна, куда проще всего бежать людям, совершившим преступление.

А если ты представляешь какой-то интерес для режима, тебя там еще и легализуют. Вспомните Бакиева или беркутовцев, которые разгоняли Майдан.

Экс-силовик считает, что произошедший в России теракт может заставить беларусского правителя задуматься не только про усиление репрессивных мер в обществе.

— Понятно, что начнут еще больше закручивать гайки, уже выдали сотрудникам МВД оружие, то есть все ходят с автоматами в полном обмундировании. Будут более тщательно досматривать людей. Обстановка страха накаливается внутри страны.

Однако путинский режим пытается выкрутить все таким образом, будто все устроили украинцы.

А Лукашенко смотрит на это по-другому. Он прекрасно понимает: если, предположим, это сделал сам Путин, то что ему помешает то же самое осуществить в Минске, чтобы все-таки склонить Лукашенко к прямому участию в войне?

Дело в том, что сейчас наша страна представляет из себя сборочный цех, практически все машиностроительные предприятия работают в интересах российской армии. Это факт, который в ближайшие время мы подтвердим публично.

Лукашенко выбрал себе очень выгодную роль, при которой он получает деньги, его предприятия зарабатывают и платят зарплату людям, бюджет наполняется, к тому же Беларусь становится одним из звеньев для обхода санкций.

Лукашенко очень хочет сохранять именно такое положение. Сейчас эта война его абсолютно устраивает.

И в том числе наша задача доказать Западу и всем, что беларусский правитель — это проблема не только беларусов. Вы хотите, чтобы Украина победила, — решите вопрос с Лукашенко. Вы хотите, чтобы Путин проиграл, — решите вопрос с Лукашенко.

Вам не нужны проблемы на границах ЕС — решите вопрос с Лукашенко. Вам нужно, чтобы политзаключенные вышли из тюрем — решите вопрос с Лукашенко. Это наша общая проблема.

Потому что, если ее не решить, пройдет немного времени и на города Европы могут начать падать ракеты. Лукашенко и Путин находятся в таком положении, когда отступать уже не получится. Эти люди пойдут до конца.

Именно поэтому никто не будет ослаблять репрессии. Они нужны, чтобы выжить режиму. Понимая, что все красные точки и черты пройдены, что возврата в 2018-2019 годы не будет, Лукашенко не может понизить градус террора, не может отпускать людей.

Как он это объяснит тем карательным службам, которые все это делали и делают? Он может, конечно, сказать, мол, я их помиловал. Но здесь вопрос идеологии, те же губопики первыми скажут: это же враги народа, как их можно помиловать, они же не покаялись.

Он не сможет объяснить сотрудникам, которые нарушали закон, пытали людей, что все, стоп, сейчас мы всех, кого вы пытали, выпустим, потому что нам нужно наладить отношения с Западом. Это маловероятно, — говорит Жигарь.  

При этом абсолютное большинство беларусских силовиков, по его словам, не поддерживают русскомирские настроения.

— Большинство говорят: ничего не знаю, ничего не понимаю, занимаюсь своей работой и не лезу в политику. Многие даже мне пишут, чтобы уточнить, что случилсь, потому что появились какие-то слухи. Сами они боятся читать, искать и узнавать информацию.

Естественно, есть те, кто полностью поддерживает Лукашенко. Правда, одни ему преданы, потому что это выгодно, а другие, потому что действительно ему верят.

В то же время количество сотрудников милиции уменьшается, их авторитет, мягко говоря, падает, а работы становится больше и требования, которые предъявляются к их действиям, становятся все более абсурдными. Люди просто не выдерживают.

При этом количество источников информации для нас в последнее время даже увеличилось. Люди понимают, что они не могут протестовать, не могут высказывать свое мнение, но раз они получают определенную информацию, то готовы ее передавать, чтобы мы могли эти факты применить для достижения наших общих целей.  

Многие понимают, что происходит в стране. Боятся того, что однажды утром выйдут, а на улицах висят «триколоры». Это многих не устраивает, они не верят в «русский мир от Бреста до Владивостока». Им это чуждо.

Из страны не выехали все, кто против Лукашенко. Там осталось людей достаточно, в том числе для того, чтобы выйти при определенных условиях.

Только они уже понимают, с каким злом борются. Многие из нас в 2020 году думали, что можно победить количеством, без крови. Теперь понятно, что количества недостаточно. Мы все учимся.

Теперь люди понимают, что не количество, а качество борьбы будет играть главную роль, — подчеркнул представитель BelPol.