Филин

Юлия Кот

Рыжиченко: «С какой стороны ни посмотри — только негативные последствия»

Экономист — о том, почему в очередном «урегулировании» предпринимательской деятельности нет никакой пользы, а только негативные последствия.

Закон по вопросам предпринимательской деятельности, подписанный на днях Александром Лукашенко, сильно «проредит» ряды беларусских предпринимателей. Документ оставляет две категории, которые могут заниматься бизнесом: физические лица (ремесленники, ИП, самозанятые, владельцы агроусадеб) и юридические.

Окончательно виды деятельности, которыми можно будет заниматься как ИП, будут определены до 1 июля — всем остальным придется либо закрыться, либо перейти в юрлицо.

Министр экономики Юрий Чеботарь уверяет, что никакой трагедии нет, а документ лишь «создает дополнительные условия для масштабирования малого бизнеса».  Его подчиненные поторопились с разъяснениями, мол, закон «не препятствует продолжению деятельности ИП».

В эфире БТ замдиректора департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок рассказала, что индивидуальные предприниматели по-прежнему смогут заниматься розничной торговлей, перевозкой пассажиров, строительными работами, не требующими «серьезной технологической подготовки».

Впрочем, руководитель проекта «Кошт урада» экономист Владимир Ковалкин уверен, что никакой экономической выгоды и смысла в новелле нет: это просто классовая борьба на уничтожение предпринимателей. И с ним сложно не согласиться, если вспомнить, как власти целенаправленно вставляют палки в колеса и усложняют работу ИП: повышают налоги, лишают льгот, вынуждают переходить в юрлица и нести большие издержки либо закрываться.

О том, есть ли помимо негативных сторон в законе что-то полезное для беларусской экономики, и каковы перспективы дальнейшего «урегулирования» предпринимательской деятельности, Филин поговорил с независимым экономистом Алисой Рыжиченко.

— К сожалению, вынуждена согласиться со специалистами BEROC и «Кошта урада» — пользы в данном законе никакой нет — говорит экспертка. — А то, что говорят чиновники, мол, мы примем меры для того, чтобы в Беларуси увеличилось количество юридических фирм — исключительно популистский ход.

Потому что, увы, перерегистрироваться из ИП в юридическое лицо далеко не все имеют возможность: это издержки, которые в 3-5 раз превышают издержки индивидуального предпринимателя, вне зависимости от того, какой деятельностью он занимается. Это касается и налогов, и страховых и пенсионных отчислений, и издержек на аренду офиса, на наемный персонал в виде бухгалтеров и других сотрудников.

И, конечно, никакого преимущества предприниматели не получают. Это мы прекрасно можем видеть по статистике. Когда были предприняты похожие меры (отменена упрощенная система налогообложения для ИП, список видов деятельности для них был сокращен) в 2023 году — за год отток индивидуального предпринимательства составил более 10 тысяч персон, но при этом количество юрлиц увеличилось только на 4 тысячи.

Даже с учетом тех фирм и компаний, которые зарегистрировались, поскольку не могли бы вести деятельность как ИП, если бы мы видели чистую статистику тех предпринимателей, кто перешел в юрлицо, это были бы намного меньшие цифры.

То есть, констатирует Алиса Рыжиченко, очень многие «ипэшники» не спешат воспользоваться «шансом», якобы подаренным чиновниками, и перерегистрироваться в юрлицо, а просто-напросто закрываются из-за невозможности продолжать работу.

— В первую очередь это негативно скажется на регионах, — обрисовывает дальнейшие перспективы экономист. — Ведь во многих районах ИП не только что создают рабочие места, и сами работают, еще и являются основными налогоплательщикам.

Если не брать в расчет госкомпании, а говорить о бизнесе, — в городах с населением до 100 тысяч именно индивидуальное предпринимательство создавало большой вклад в налоговые поступления в бюджет, а также в разнообразие бизнеса, товаров и услуг, предоставляемых населению.

Потому что, если мы возьмем некоторые регионы Беларуси, где отсутствуют государственные или сетевые магазины, потому что крупному бизнесу невыгодно идти в небольшие населенные пункты, то единственные, кто там работает в сфере розничной торговли, в сфере услуг — это ИП.

Впрочем, продолжает Алиса Рыжиченко, стоит попробовать взглянуть на ситуацию глазами чиновников. Им-то как раз может быть выгоден новый закон о предпринимательской деятельности, и вот почему.

Те ИП, кто будет вынужден закрыться, пойдут на рынок труда — и, возможно, власти рассчитывают с их помощью закрыть огромный дефицит кадров, который сложился на сегодня в Беларуси.

Но есть вопрос: будут ли бывшие ИП угодными и подходящими сотрудниками? Как известно, сейчас устроиться на работу на госпредприятие невозможно без характеристики. И если ты где-то когда-либо «был замечен» в антирежимных настроениях, на работу тебя не примут.

А как правило, индивидуальные предприниматели — люди свободомыслящие, финансово самостоятельные, независимые в своих политических взглядах. И такие люди, скорее всего, просто не подойдут на те должности и вакансии, которые им предлагаются — особенно в регионах.

Как следствие, у нас будет расти безработица на фоне огромного дефицита кадров. То есть, как ни парадоксально, все действия, направленные против развития частного бизнеса, так или иначе приводят к росту безработицы в регионах, к сокращению налоговых поступлений и, естественно, к ухудшению бизнес-климата — а это будущая привлекательность страны для иностранных инвестиций.

Так что с какой стороны ни посмотри — применение такого закона может вызвать только негативные последствия.

Фактически, власти стремятся к тому, чтобы оставить в структуре бизнеса только две категории, резюмирует эксперт: это юрлица, вносящие огромные вклад в налоговые поступления в бюджет, и физические лица, для которых оставят крайне небольшой список «одобренных» видов деятельности.

— Я убеждена в том, что это не последние меры в отношении ИП, и в течение полугода либо следующего года какие-то действия и меры со стороны правительства, которые будут еще больше ухудшать и осложнять работу индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

Чтобы прийти к тому, что если хочешь заниматься бизнесом — плати государству все возможные налоги и сборы в том объеме, который не позволит тебе зарабатывать. Так что бизнес останется только у тех, кто платит «откаты», имеет какие-то связи — а кумовство и панибратство внутри страны еще больше расцветут.