Это Европа

Максим Яремко

Как в Исландии ледник увековечили

И никто не усомнился в том, что он этого достоин.

Мемориальная доска на месте растаявшего ледника

Установить мемориальную доску в Беларуси – целая проблема. Даже людям (особенно таким, как Костюшко), не говоря уж об исторических событиях (особенно таких, как 100-летие БНР). А у ж если бы кто-то вздумал установить памятный знак в честь какого-нибудь природного явления, чиновники, поди, вообще бы крутили пальцем у виска, пока висок не проткнули бы.

А вот в далёкой Исландии такие доски – в порядке вещей. Природа – как известно – мать наша, так отчего бы не ставить знаки в честь её детищ? 18 августа в исландском поселке Боргафьордюр почтили память 700-летнего глетчера Окйёкюдль растаявшего из-за изменений климата.

Учёные из американского исследовательского университета Райса, снявшие в 2018 году документальный фильм «Не всё Ок» о таянии ледника, а также ряд местных исследователей собрались на вершине вулкана, где раньше был ледник, и устроили ему символические похороны.

После торжественных речей на месте ледника была установлена мемориальная доска. Автором надписи на ней стал исландский писатель Андри Снайр Магнасон.

«Ок – первый исландский глетчер, который потерял свой статус. В течение последующих 200 лет все наши глетчеры, как ожидается, последуют его примеру. Этот памятный знак свидетельствует о том, что мы знаем, что происходит, и что нужно делать. Только вам известно, сделали ли мы это», – гласит табличка на исландском и английском языках, написанная в стиле «послания к потомкам».

Под текстом выбиты дата – август 2019 – и показатель 415 ppm CO2, говорящий о том, что в мае этого года концентрация углекислого газа в атмосфере Земли впервые в истории человечества превысила 415 частей на миллион – то есть в каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 415 мл CO2.

В церемонии прощания с ледником приняли участие премьер-министр Исландии Катрин Якобсдоуттир, министр окружающей среды Гудмундур Инге Гудбрандссон, а также бывший президент Ирландии Мэри Робинсон. И никто из них пальцем у виска не крутил, не говорил, что ледник недостоин мемориальной доски, так как неизвестно из какой воды он был создан, может, и не из исландской вовсе.

От былого величия Окйёкюдля сегодня мало что осталось

Ледники в Исландии охватывают около 11400 км² – 11,1 % от общей территории страны – и оказывают существенное влияние на ландшафт острова. По данным на 2000 год в стране насчитывалось чуть более 300 ледников. К 2017 году 56 небольших ледников исчезли.

Сотрудники метеорологической службы Исландии уже давно предрекали «кирдык» Окйёкюдлю. В 1890 году его площадь составляла 16 квадратных километров, в 2012-м – всего 0,7 километра, а в 2014 году этот ледник потерял статус глетчера – под глетчерами специалисты понимают естественную массу кристаллического льда, движущуюся под собственным весом – превратившись просто в небольшую льдину на вершине вулкана близ Рейкъявика.

Аэрофотосъёмка ледника в 1986 и 2019 годах

В случае с Окйёкюдлем подвижность была полностью утрачена из-за резкого сокращения его площади. Вместе с утратой статуса он потерял и часть собственного имени: слово «йёкюдль», обозначающее по-исландски глетчер, было официально исключено из его названия, а само оно сокращено до Ок – так же зовут и располагающейся неподалеку вулкан.

Доминик Бойер, учёный из университета Райса, с грустью говорит о случившемся: «Это не первый растаявший ледник. Уже было много других, но меньших по размеру. Но теперь начинают исчезать ледники, подобные этому. Недолго осталось существовать и более крупным ледникам, тем, чьи названия хорошо известны. Они находятся под угрозой исчезновения».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(11)