Романчук: «Российский нефтяной, газовый поезд ушёл. Навсегда. Точка»

Известный экономист – о новом ультиматуме Москвы и действиях посла Семашко.

– Посол Беларуси в России Владимир Ильич Семашко продолжает вредить. Он наломал очень много структурных и институциональных дров, будучи в руководстве Совмина, пишет Ярослав Романчук. – Он идеологически и организационно поддерживал, лоббировал десятки коммерческих проектов в рамках государственных программ. Он был воплощением «крепкого хозяйственника», который верит в социальное и экономическое чудо Госплана.

Он стал не только послом в России, но ещё получил статус вице-премьера, с которым он сросся. Время, реакция российских властей, ответственных за ключевые аспекты политики лиц убеждает, что Владимир Семашко опять оказался в ненужном месте с плохими предложениями и незазищаемой с позиции независимого государства точкой зрения.

Семашко в интервью «Комсомольской правде» заявил о возможности единой валюты, таможенного и налогового законодательства. «Все это возможно, но нужен определенный базис».

Это теоретическая ошибка или откровенное невежество. Между Беларусью и Россией как независимыми государствами с их нынешними режимами, а не некими гипотетическими, утопическими установками равенства, демократии и честного экономического партнёрства, иметь единую валюту, таможню и налоги – это не иметь политического, государственного проекта «Суверенная Республика Беларусь».

Почему представитель нашего государства в интервью иностранной газете «сливает» суверенитет, ставит его под сомнения только для того, чтобы выторговать некие льготы по нефти и газу?

Что важнее: цены на энергоресурсы или суверенитет? Посол Беларуси путается в ответе на этот вопрос. Семашко продолжает утверждать, что налоговый маневр России – это нарушение международного договора о ЕАЭС, а также договорённостей между Россией и Беларусью в рамках проекта «Союзное государство».

Он продолжает ходить по кабинетам высоких российских чиновников и уговаривать их принять его прочтение этих международных документов. А они написаны так, что каждый видит и понимает их по-своему.

Владимир Семашко считает, что Беларусь с годовым ВВП под $ 60 млрд, ценой активов под $ 145 млрд (официально), объёмом вкладов населения только в банках в $ 11 млрд не выдержит налогового маневра России.

«Российские НПЗ будут покупать нефть где-то за 83−84% от мировой цены. Мы же будем покупать по мировой цене. А что такое эта льгота? Для того, чтобы НПЗ нормально работал, брал кредиты, обслуживал их, модернизировался, достаточно 4−5%. А тут — 16−17%. А у нас этого не будет. Поэтому мы не сможем пережить налоговый маневр».

Это звучит как отчаянное заявление о том, что Беларусь готова к сдаче. Раз не переживёт, значит, нужно, по логике Семашко, сдаться, чтобы пережить. А если это позиция России? Тогда нужно вести себя как посол независимой страны, государства с чувством собственного достоинства.

Что за сопли и нюни в отношении нефти и нефтепродуктов? Хватит строить долгосрочную стратегию развития страны вокруг интересов нефтяных баронов. Хватит клянчить некие «внутренние российские цены», если к 2025-му эти цены будут равны мировым. Семашко считает, что Беларусь не переживёт 2020-2024 гг., покупая нефть и газ по мировым ценам? Так что это за экономическую модель он и его начальник Лукашенко построили, которая рухнет (уже рушится) от одного нефтяного щелчка Кремля?

Семашко посчитал так: «Если все оставить так, как есть, то за оставшееся до завершения налогoвого маневра время Беларусь пoтеряет еще $ 10,6 млрд при мировой цене нефти $ 70 за баррель и $ 8,8 млрд при цене $ 60 за баррель.

А затем белoрусские нефтепереработчики будут полнoстью выведены на мирoвую цену нефти, в результате чего Беларусь будет ежегoдно переплачивать России по $ 3 млрд».

Слово «переплачивать» здесь совсем неуместно. Российский нефтяной, газовый поезд ушёл. Навсегда. Точка. Хватит унижаться и требовать от Кремля компенсации из российского бюджета для двух белорусских НПЗ.

Такого рода требование – это признание себя субъектом Российской Федерации. Разве послу Беларуси в России это не объяснил ни Совет Безопасности, ни президент, ни доктор экономических наук Михаил Мясникович?

Партнёр поменял условия хозяйственной деятельности у себя в стране. Белорусское правительство же со ссылками на интеграционные договора требуют себе старого режима или компенсации по-новому. Кремль же потирает руками: «Ага, договор, говорите? Союзное государство, говорите? Углубления интеграции хотите? Так давайте, идите».

И вот мощный номенклатурный медведь в колоде Кремля вице-премьер Дмитрий Козак заявляет: «Мы пока проводим переговоры по углублению интеграционных процессов. После того, как закончим диалог на эту тему, станет ясно, когда и каким образом мы будем сближать наши рынки газа, делать единый рынок или общий рынок газа».

Предсказуемый жим Кремля на белорусские власти. Они видят, что те паникуют, что не могут себе даже представить белорусскую экономику без старого нефтяного/газового уклада. Путин и Медведев уверены, что Лукашенко никогда не решится создавать радикально иные институты развития и роста, на основе экономической свободы, частной собственности, беспрекословной реализации принципа верховенства права и открытой конкуренции. Поэтому Козак пошёл в атаку.

Неужели Семашко и другие белорусские должностные лица, включая одного из ключевых идеологов интеграционных отношений с Россией Михаила Мясниковича, продолжают убеждать Лукашенко, что Путина и Кремль можно дожать, заставить читать Союзный договор по-белорусски?

Неужели сам Лукашенко, подыгрывая друзьям-коммерсантам российского президента рассчитывает «уломать» его. Мол, придут Ротенберги и силовики к своему другу Путину и скажут: «Володя, мы же вместе бабки зарабатываем. Вот нас в белорусский госзаказ Батька пустил. На нефтянке и санкционке вместе зарабатываем. Мы даже больше. Не души его по нефти и газу. Давай додушим в объятиях совместных коммерческих схем».

Теоретически такое возможно, но вероятность того, что Путин согласится, что условные ротенберги попросят именно об этом, сегодня мала. К сожалению, вес и влияние белорусского посла в России для решения серьёзных вопросов сегодня близки к нулю. У нас есть повод нервничать, потому что в ситуации сложных переговоров в ход могут пойти не столько правовые, экономические или исторические аргументы, а деньги, должности и удовлетворение амбиций конкретных лиц – в ущерб страновой стратегии.

Поэтому срочно нужно выработать позицию суверенного государства в переговорах с Россией. Более 150 стран мира являются чистыми импортёрами нефти и нефтепродуктов. Покупают энергоресурсы по мировым ценам – и никому в голову не придёт придумывать некие интеграционные проекты с нефтяным экспортёром во имя скидки.

Пора белорусской власти самой избавиться от нефтяного проклятия головного мозга. Нам нужно не чёрное золото, а богатство человеческого капитала Беларуси. Раскрепощение белоруса – вот чем нужно ответить Кремлю на его предложения по нефти, нефтепродуктам и газу.

Тогда шансы на успех исторического проекта «Республика Беларусь», на полноценную свободу перемещения денег, товаров, услуг и рабочей силы между нами существенно увеличится.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(173)