Экономика
Юлия Александрова

«Говорить о росте экономики не приходится»

Несмотря на кризис, премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский назвал весенне-летний период «месяцами подъёма» белорусской экономики. Такого оптимизма чиновника экономисты не разделяют и считают временное затишье лишь признаком приближающейся бури.

— Мы с удовлетворением отмечаем, что весна-лето, а это самые сложные месяцы для экономики, для белорусской экономики явились месяцами подъема, — заявил Сергей Сидорский в Минске в ходе встречи с Мареком Белькой, директором Европейского департамента МВФ, миссия которого сейчас находится в Беларуси.

Так, по словам Сидорского, Беларуси удалось открыть "более 13 новых стран для поставок нашей продукции", идет постепенная разгрузка накопленных складов. Глава белорусского правительства также отметил значительное сокращение бюджетных расходов. По его словам, основные средства расходуются по статьям, "которые необходимы для выполнения обязательств правительства", сообщает interfax.by.О том, насколько эффективен бюджет, можно узнать тут.

Неизвестно, как сильно подействовал оптимистичный доклад Сидорского на Марека Бельку, но тот, в свою очередь, выразил удовлетворение «общими направлениями экономической политики, которую проводит правительство Беларуси». Вместе с тем представитель МВФ отметил, что в краткосрочной перспективе озабоченность вызывает именно "проблема низкого уровня иностранных резервов" Беларуси, "которая может представлять угрозу для стабильности страны". По его словам, на этом вопросе в основном сосредоточено внимание в рамках реализуемой белорусскими властями совместно с МВФ программы, действие которой заканчивается в начале следующего года.

А вот экономисты такого оптимизма Сидорского не разделяют. По мнению финансового аналитика Сергея Чалого, в действительности происходит «всё с точностью до наоборот».

— Летние месяцы традиционно самые лёгкие, — пояснил экономист «Салідарнасці». — Традиционно спадает деловая активность, уменьшается инфляция. В мировой экономике это время с марта по сентябрь было каким-то облегчением на стадии развития кризиса. Несмотря на то, что некоторые уже успели провозгласить конец кризиса, я считаю, что это всего лишь временная передышка. То, что все называют «второй волной», на самом деле – третья фаза кризиса. Первая фаза (примерно с конца 2007 года до сентября 2008) была финансовой и не затронула нас, поскольку мы не включены в мировую финансовую систему. За этим следовал кризис реального сектора экономики (с сентября 2008-го по март 2009-го) и самые тяжёлые месяцы кризиса (январь-февраль), когда почти стала мировая внешняя торговля. Следующая стадия, которая должна быть – потребительская рецессия, которая должна выразиться в падении доходов населения, вырастут долги в банках и уменьшится внутренний спрос на продукцию производства.

Поэтому и поводов для особой радости экономист не видит. Хотя и не исключает, что Сидорский был прав, если имел ввиду то, что за летние месяцы не случилось той девальвации белорусского рубля, которой с ужасом ждала часть населения.

— Говорить же о росте экономики не приходится, — добавляет Сергей Чалый. – Поскольку наша экономика зависит от экспорта, её рост не произойдёт, пока спрос на нашу продукцию не установится в должном объёме.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)