Скандалы
Виталий Гарбузов

Жители Минска и Зельвы рассказали об избиениях в отделах милиции

Правозащитники требуют от министра внутренних дел Игоря Шуневича противостоять избиениям и пыткам задержанных сотрудниками милиции.

По информации правозащитной организации «Платформа» в последнее время в милицейских отделениях по всей Беларуси выявлены факты проявления бесчеловечного обращения с задержанными.

Руководитель «Платформы», правозащитник Андрей Бондаренко в частности отметил:

— В некоторых случаях сотрудники белорусской милиции откровенно занимаются превышением служебных полномочий, — говорит он. – Но кроме обычного превышения милиционеры скатываются до избиений, пыток и бесчеловечного обращения с задержанными.

Дела Василия Сорчика и братьев Шкурко из Лиды стали достоянием общественности. Тем не менее становятся известны все новые и новые факты милицейского произвола. Вот несколько конкретных примеров, что называется, из первых уст.

«Меня буквально несли в РОВД»

Рассказывает житель Зельвы Виктор Ламеко.

— 27 февраля 2012 года я находился за рулем своей машины, которую остановил инспектор слонимского РОВД для проверки документов. Спустя 20 минут документы мне были возвращены, и без каких-либо претензий я уехал. Однако, через 2 месяца я был вызван в слонимский РОВД, где мне сообщили, что претензии по факту остановки моего авто уже имеются.

Претензии мне предъявлял другой сотрудник МВД, которого я видел впервые. В отношении меня был составлен административный протокол за якобы имеющееся «неустановленные предметы на заднем стекле автомобиля». Мне дали спокойно выйти из здания РОВД.

Однако как только я вышел и пошел по направлению к своей машине, меня догнали двое милиционеров и настоятельно рекомендовали вернуться с ними в отдел, поскольку по их версии я только что перешел проезжую часть в неположенном месте. Отмечу, что прилегающая к слонимскому РОВД территория проезжей частью не является, что было позже установлено экспертами.

Эту просьбу сотрудников милиции я воспринял как издевательство, предложив составить протокол у себя в машине, потому что стеной шел ливень. Я побежал к своей машине. Сотрудники милиции догнали меня, повалили на землю, одели наручники и в буквальном смысле понесли в отдел — расстояние небольшое, метров триста...

Всю дорогу до здания РОВД меня избивали... Тут же был составлен протокол за неповиновение сотрудникам милиции. Позже в суде я доказал с помощью эксперта по правилам дорожного движения, что не нарушал правил. Тем не менее суд с учетом мнения эксперта посчитал мою вину доказанной.

Не удалось привлечь к ответственности и сотрудников милиции, избивших меня. Я прошел все инстанции: от следственного комитета страны до Верховного суда, однако все безрезультатно. Кстати, милиционеры, избивавшие меня, работают на своих должностях до сих пор.

«Так что ты сказал про ментов?»

История минчанина Ильи Зубени поражает своей жестокостью. 27 марта этого года молодой человек вместе с другом решил выпить пива в районе станции метро «Пролетарская». Это закончилось для него побоями в отделении милиции.

— Сразу хочу сказать, я не отрицаю, что нарушил административное законодательство, но я никак не ожидал подобного садизма и зверства со стороны сотрудников милиции, — говорит парень. — Все началось с того, что нас с открытыми бутылками пива заметили сотрудники наряда ППСМ. Они подошли к нам и попросили вылить пиво.

Увидев, что они уезжают, мы решили уйти во двор на улице Судмалиса и спокойно допить пиво. Нецензурных слов никто не употреблял, однако нелицеприятное выражение по поводу милиционеров было мной озвучено.

Очевидно, оно и привлекло внимание двух людей в гражданской одежде, которые подошли сзади к ребятам, один из них похлопал Илью по плечу.

– Человек не представился, просто попросил повторить, что я только что сказал. Я отказался на том основании, что не видел его документов и не был знаком с ним лично. Со словами: «Сейчас я покажу тебе, кто здесь мусор» человек в штатском схватил меня за рукав.

Я попытался вырваться, однако спровоцировал приступ ярости у неизвестного. Он повалил меня на землю, а сам сел верхом. Тут же из-за угла подъехала милицейская машина, в ней находились те самые сотрудники, которые делали нам замечание по поводу распития. «Штатский» (а им оказался, как я узнал позже, лейтенант милиции Лаптев) попросил сотрудников в форме доставить меня в отделение. Нас с другом усадили в машину, и брызнули в лица слезоточивым газом. В отделение нас повезли только минут через 10, когда запах газа выветрился.

В опорном пункте «штатский» вел себя расковано и вызывающе, всем видом демонстрируя свое превосходство. Подойдя ко мне, закованному в наручники, он еще раз повторил свой вопрос: «Так что ты сказал про ментов?». Не дожидаясь ответа, он изо всей силы ударил меня кулаком в лицо. Я на миг потерял сознание, ударившись головой о стену, после чего левый глаз полностью заплыл и он им больше ничего не видел. Но меня бросили на пол и продолжили избивать.

Затем Лаптев достал из ящика стола костет, приговаривая: «Илья, это же твой костет? Кого ты им бил?». В общем, мне стали угрожать уголовным делом.

Мне было очень плохо физически, и я неоднократно просивший вызвать «скорую помощь» был доставлен в Ленинский РУВД, где также обращался к сотрудникам милиции с просьбой о вызове скорой. Затем меня перевезли ГОМ № 2 (городской отдел милиции) по улице Ленина, где я и находился до суда. На неоднократные просьбы о вызове медицинских работников никто так и не отреагировал.

После двух суток без еды и медицинской помощи в различных учреждениях милиции меня привезли в суд и наказали штрафом в размере 42 базовых величин за правонарушения, квалифицированные по статьям 17.3 (Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения), 23.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий) и 23.5 (Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий) КоАП.

Стоит отметить, что изначально судья хотела отправить меня на 10 суток в ЦИП на Окрестина и лишь потом, очевидно посочувствовав избитому парню, заменила 10 суток на штраф в размере 2-х базовых величин.

В результате «общения» с лейтенантом Лаптевым В.В. у Ильи Зубени констатировано сотрясение мозга. Спустя три недели в тканях верхнего века левого глаза так и осталось уплотнение, которое очевидно пройдет еще не скоро.

Расследованием инцидента занимается Следственный комитет.

«Мы хотим слышать ответы на вопрос: кто дал право людям в форме избивать задержанных?»

— Вся беда в том, что на сегодняшний день обычный белорусский гражданин не имеет абсолютно никакой защиты от противоправных действий сотрудников милиции. — подводит итог Андрей Бондаренко. — По сути, нас правозащитников не интересует, что стало причиной конфликта задержанного и сотрудников милиции. Мы хотим слышать ответы на вопросы: «Кто дал право людям в форме избивать задержанных?», «Кто дал право пытать, издеваться над задержанными?».

Во всех случаях, где наша правозащитная организация прибегала к помощи адвокатов, мы натыкались на то, что органы, которые должны стоять на страже законности просто напросто оправдывают беззаконие. Законными методами граждане Беларуси не могут защитить себя.

Это очень опасный прецедент, созданный в Беларуси. Безнаказанность некоторых сотрудников РОВД и МВД ведет к деградации всей правоохранительной системы в целом.

В этой связи правозащитная организация «Платформа» совместно с другими независимым правозащитниками страны подготовила обращение к министру внутренних дел Беларуси Игорю Шуневичу, в котором просит милицейского начальника противостоять произволу сотрудников МВД в отношении задержанных.

По словам Андрея Бондаренко, в случае отказа Шуневича вести диалог с правозащитниками по изложенным выше фактам «Платформа» будет обращаться напрямую к Александру Лукашенко.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)