Кино
Дарья Горячева, ”Газета.Ру”

«Вики Кристина Барселона»

В прокат вышел «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена — многофигурная трагикомедия об испанцах, американцах и отношениях полов.

Получившая «Золотой глобус» как лучшая комедия/мюзикл, картина «Вики Кристина Барселона» — четвертый фильм Вуди Аллена, снятый за пределами Штатов. Можно сказать, что Аллен продолжает свои эмигрантские эксперименты, ведь формальные приемы все те же.

В «Сенсации», «Матч Пойнте» и «Мечте Кассандры» он посмеивался над «английскостью» и заставлял актеров — англичан, ирландцев и шотландцев — разыгрывать в кадре клоунаду, а в «Вики Кристине Барселоне» все то же самое делает с Испанией, Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус. И, надо сказать, последняя за свою небольшую, но взрывную роль удвоила количество полученных премий и номинаций.

Две дурехи — Вики и Кристина (Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон) — приезжают на лето в Барселону. Дурехи они каждая по-своему: Вики, например, пишет научную работу, зато, будучи человеком не просто малость устаревших, а прямо-таки мезозойских моральных принципов, начнет рьяно портить самой себе кровь из-за курортного увлечения. Кристина — с точностью до наоборот — достаточно либеральна, дабы чувствовать себя гармонично в весьма пикантных, если не сказать унизительных, любовных ситуациях, однако вряд ли сможет поддержать дискуссию о Гауди.

Чуть ли не в первый же вечер дамы знакомятся с художником-абстракционистом Хуаном Антонио (Хавьер Бардем), а тот без всяких промедлений и ухаживаний предлагает отправиться в Овьедо и заодно предаться любви втроем. Кристина встречает предложение благосклонно, Вики шипит, однако испанская гитара и испанская же страстность сделают свое дело, что приведет к образованию любовного многоугольника, к которому впоследствии присоединится жена Хуана Антонио — Мария Елена (Пенелопа Крус), недавно пытавшаяся убить мужа из ревности.

Все это звучит не то как пересказ краткого содержания ста серий мексиканской мыльной оперы, не то как анекдот. Но самый большой анекдот заключается в том, что «Вики Кристина Барселона» был частично проспонсирован из муниципального бюджета Каталонии и Барселоны, вероятно, рассчитывавших, что фильм Аллена послужит хорошей рекламой.

Аллен за эти деньги не преминул посмеяться над испанцами, наградив их карикатурными чувственностью и склочностью, впрочем, досталось и туристам. Девушки поминутно фотографируют красоты на «мыльницу», а уж по части отношений с местным мачо мало отличаются от отечественных посетительниц южных стран.

Неизвестно, окупятся ли надежды Испании, но сам фильм уже окупился — при бюджете в 20 млн долларов он собрал больше 80 млн долларов, став едва ли не самым коммерчески успешным проектом Аллена. Дело в том, что Аллен исключительно поднаторел в одной вещи. Барон Мюнхгаузен из пьесы Григория Горина небезосновательно замечал, что самые большие глупости в мире говорятся с самым что ни на есть умным лицом. Вуди Аллен же умеет обратное: с чрезвычайно глупым видом говорить крайне умные вещи.

Легкая по форме, картина вовсе не легковесна и запросто существует сразу в двух измерениях, демонстрируя, что интеллектуальное кино не обязано быть занудным. Хотите — считайте фильм комедией про туристов, национальные типажи, летним романтическим приключением, в ходе которого две красивые актрисы целуются, а голос за кадром дает дурацкие комментарии. А можете увидеть до боли знакомых персонажей и отчаянную трагедию любовных взаимоотношений, в которых никто и никогда не будет счастливым. Свободный не в состоянии остановиться, консервативный страдает от того, что где-то идет настоящая жизнь, а брак — в браке всегда чего-то не хватает и удел супругов — мучить друг друга.

Впрочем, как на это все ни смотри, лучше смотреть с позиции алленовской иронии. С ней веселее.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)