Комментарии
Семен Печенко

Три причины, почему Лукашенко не торопится ввести мораторий на смертную казнь

Дело не только в менталитете, пояснил в комментарии «Салідарнасці» политический обозреватель Александр Класковский.

По данным белорусских правозащитников, в «камере смертников» на данный момент остался один осужденный. С начала года в Беларуси были казнены четыре человека, причем трое из них были расстреляны в один день, 5 ноября. На фоне многолетних призывов Запада отменить смертную казнь, такое совпадение выглядит демонстративным.

Так почему же официальный Минск игнорирует призывы ЕС ввести мораторий на смертную казнь? Политический обозреватель Александр Класковский в комментарии «Салідарнасці» назвал три главные причины.

— Первый момент. Лукашенко по своей природе человек, который исповедует идеологию жестоких наказаний. Слово «жесточайший» стало притчей во языцех, оно постоянно, хоть и в фигуральном смысле, присутствует в его речах. Внутренне, я думаю, он сам является сторонником такого самого жестокого, как многие считают, средневекового наказания. Это соответствует вообще любой недемократичной и авторитарной системе, потому что один из ее принципов — держать население в страхе. Другой вопрос, и это уже доказано статистикой и правозащитниками, что смертная казнь не решает проблему уменьшения количества преступлений, — подчеркнул Александр Класковский.

Кроме того, считает собеседник, мы имеем дело со случаем, когда позиция руководства страны во многом опирается на ментальность и предрассудки своего электората, воспитанного в патриархальной традиции суровых наказаний в духе «око за око, зуб за зуб».

Еще одной причиной игнорирования проблемы со стороны Александра Лукашенко может быть меркантильный интерес, предположил политолог:

— Пока Европа не предложила хорошую цену за мораторий, об отмене речь не идет. Но власти пока и на мораторий не идут, хотя вопрос решается одним мановением властной руки.

По мнению эксперта, если Лукашенко, при всей его ментальности, почувствует, что решение вопроса принесет реальные дивиденды, то на определенном этапе власти могут пойти на мораторий.

— Но сейчас, видимо, не та фаза торга. Прежде всего, отмены смертной казни или моратория требует Совет Европы. А это организация, которая денег не дает, если говорить упрощенно. И задача Беларуси войти в СЕ не является для властей актуальной. Напротив, она может стать головной болью, — рассказал собеседник.

Александр Класковский не исключает, что вопрос о смертной казни может всплыть на очередном референдуме, если таковой состоится:

— Правда, не совсем ясно, каким будет ответ, учитывая и ментальность части белорусов, и специфику подсчета голосов в Беларуси. Опять же, исход во многом будет зависеть от политической целесообразности, как ее понимают белорусские власти. 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)