Коронавирус

Татьяна Гусева

«Сидим дома». Белоруска рассказывает, как карантин изменил жизнь Вильнюса

Как наши соседи живут в режиме карантина — история из первых уст.

© PA / Scanpiх

Семья Виктории переехала из Минска в Вильнюс пять лет назад. В интервью «Салідарнасці» наша читательница рассказала, как карантин изменил жизнь жителей столицы Литвы.

— Как только начались печально известные события в Италии, мэр  Вильнюса Шимашюс на своей странице в Фейсбуке предупредил людей:  граждане, готовьтесь, через две недели этот вирус уже будет в Литве. Так и вышло. В пятницу, 13 марта, в Литве было зарегистрировано 6 случаев заражения, и это было основанием для того, чтобы на следующий день правительство приняло решение объявить карантин. Его ввели с 16 марта.

В воскресенье мы, как и другие жители страны, получили смс на мобильные телефоны с перечнем из 16 пунктов, какие ограничения вводятся. На пять недель закрылись школы, детские сады и университеты. Людям рекомендовали работать из дома, если нет необходимости присутствовать в офисе.

16 марта мы проснулись в другой реальности. Первое ощущение было шоком: народ ринулся в магазины скупать продукты. В спальных районах полки магазинов опустели, но огромных супермаркетов, таких, как Maxima в Акрополисе, например, это не коснулось. Так что Вильнюс не справился с тем, чтобы опустошить прилавки, — улыбается Виктория.

Продуктовая паника продолжалась несколько дней, народ хватал все подряд. Хитами продаж стали гречка и туалетная бумага. Через пару дней, когда народ увидел, что продукты не исчезли, все успокоились, и хапун прекратился.

Мэр Вильнюса обратился к жителям: в соцсети он написал, что с большим уважением относится к тем, кто создает запасы, но это должно быть в разумных количествах.

Он предложил поставить дату покупки на пачке гречки и зафиксировать дату, когда закончится. Если на тот момент она будет вам не нужна — отнесите запасы в центры помощи, попросил мэр.

«У нас нет жировой прослойки, которая позволит нам не работать»

В первые дни карантина муж Виктории остался без работы. Его компания занималась проектированием и монтажом инженерных коммуникаций. Она остановила свою деятельность.

Работа Виктории не связана напрямую с коммуникациями с людьми, ее компанию кризис не затронул на данный момент. Она может работать в интернете и по телефону.

— Жировой прослойки, которая позволит нам какое-то время не работать, у нас нет. Это проблема, — говорит Виктория.

В то же время собеседница отмечает, что при желании заработать можно.

— Магазины переориентировались на доставку продуктов. Сейчас в Вильнюсе огромная нехватка курьеров. Торговые сети, у которых не было доставки продуктов, срочно создали сайты по доставке, и им не хватает рук. Люди стараются меньше ходить в магазины.

© Bendrovės nuotr

В принципе можно устроиться на работу даже без знания литовского языка. Посмотрела вакансии: ищут курьера с зарплатой на руки 770 евро. То есть нельзя сказать, что жизнь остановилась.

Для бизнеса разработана программа поддержки, составлен список отраслей, которые не могут из-за карантина работать. В этот перечень попала компания, где работает мой муж.

Поддержат и самозанятых: хозяев кафе, парикмахерских, маленьких магазинчиков. Каждому выплатят свыше 250 евро в месяц за время, которое они не работают.

Работникам предприятий, которые не относятся к самозанятым, будут платить от 70 до 90 % зарплаты.

Некоторые предприятия в первый же день карантина попросили своих работников написать заявления: либо за свой счет, либо на увольнение. Предприятия, которые уволили работников, поддержки не получат.

«До людей не сразу дошло, что карантин — это значит сидеть дома»

— В первые дни карантина народ не очень понял, что это такое. Все решили, что это отпуск и отдых, — вспоминает Виктория. — Моя подруга поехала с мамой в парк Бельмонтас. По ее наблюдениям, людей там было больше, чем деревьев. Все рванули на природу. Мамы с детьми пошли гулять на детские площадки.

Город опустел. Когда я увидела безлюдные Ратушную и Кафедральную площади, улицу Пилес, мне стало не по себе. Жутковатое зрелище.

Фото из личного архива Виктории

Люди выезжали на природу и водили детей на площадки до тех пор, пока не появилась информация о том, что коронавирусом заболел маленький ребенок. Тогда до них стало доходить, что карантин – это значит сидеть дома.

В нашем доме много молодежи и семей с маленькими детьми. Одна мама предложила создать онлайн-клуб. Каждый день соседи встречаются в интернете, рисуют, занимаются детской йогой, общаются. На подъездах появилось объявление на литовском, русском и польском языках с просьбой к пожилым людям: «Сеньоры, не выходите из домов, если нужна помощь, звоните».

Фото из личного архива Виктории

Здесь никто не называет пожилых людей пенсионерами или стариками. Для этого используют красивое слово — сеньоры.

Магазины выделили для них специальное время для покупок: с 7 до 11 утра. Конечно, всем остальным не возбраняется приходить в магазины в это время.

Одна из сетей обслуживает сеньоров без очереди.

Запретов посещать магазины во время сеньоров нет. Здесь все больше направлено на социальную ответственность перед обществом. Если ты не в группе риска, ты же не хочешь, чтобы из-за тебя кто-то заболел или умер. Людей просят ответственно относиться к жизни и здоровью окружающих.

Кроме того, сеньорам выделена линия, по которой они могут позвонить и попросить, чтобы им купили продукты, лекарства. Им не рекомендовано ходить в аптеки.

Помощь оказывают волонтеры с поддержкой мэрии. Они также отвозят маски, перчатки и дезинфекторы врачам, которые также столкнулись с нехваткой необходимых средств защиты.

«Университет перевел студентов на онлайн обучение»

Сын Виктории учится в Нидерландах. Он прилетел к родителям незадолго до объявления карантина.

— До конца учебного года вся учеба будет дистанционно. Экзамены, которые должны были быть в марте, перенесли на начало июня. Итоговые экзамены пока не назначены.

Личный опыт. Как белорусы протестировали на коронавирус литовский Минздрав

Коллега Виктории ушла на больничный: ее ребенок учится в школе, а учебные заведения закрыли на карантин до 13 апреля.

«Тех, кто приехал в Литву из других стран, изолировали в отелях»

— На прошлой неделе был скандал, связанный с тем, что в Литву стали возвращаться люди, которые работали в других странах: Германии, Испании, Италии, Франции. Для них власти заказывали чартеры.

Министр здравоохранения решил посадить этих людей на карантин, поскольку не все хотели соблюдать рекомендацию — посидеть 14 дней дома в самоизоляции. Тогда власти решили изолировать людей насильно и селили их в гостиницы. 

Это продлилось два дня. Изолировали всех приезжих — как работяг, так и женщин с детьми. Даже депутата изолировали в отеле. Проживание и питание оплачивал местный бюджет.

Люди возмущались и устраивали бунты. Им объясняли: ребята, это не санаторий, если вы заранее знали, что такая ситуация, не приехали домой, потерпите, пожалуйста, чтобы остальные не заразились.

Сейчас решили изолировать только тех, кто сам об этом просит.

«Мы никогда не покупали столько продуктов, как сейчас»

Быт семьи Виктории изменился.

— Мы очень хотим, чтобы этот ужас поскорее закончился, поэтому стараемся выполнять все рекомендации от правительства. Если говорят «сидите дома и не выходите без надобности» — мы сидим дома.

В продуктовый магазин может ходить только один член семьи. Мы никогда не покупали столько продуктов, как сейчас. У нас всегда был полупустой холодильник, сейчас он забит, но не потому, что мы боимся голода. Делаем это, чтобы две недели не ходить в магазин.

Все продавцы в магазинах в перчатках и масках. На входе для покупателей — одноразовые перчатки для посетителей, дозаторы с дезинфекторами.

В магазинах сделали разметку, чтобы покупатели находились друг от друга на расстоянии полтора-два метра. Народ стоит даже дальше, никто близко друг к другу не подходит.

Ни масок, ни дезинфекторов в продаже в магазинах нет. Их раскупили сразу же, но в интернете купить можно. На днях узнала, что сеть аптек закупила дезинфекторы на розлив и будет продавать по себестоимости.

В службу доставки не дозвониться. С полуночи начинается прием заявок на следующий день — проблема забронировать, не справляются сайты.

В подъезд Виктория и ее муж выходят в одноразовых масках — для безопасности своей и соседей. Семья заказала респираторы (18 евро за штуку):

— Мы подумали, что был птичий грипп, свиной... Пусть у нас будет это средство защиты, чтобы в следующий раз мы были готовы.

Кстати,  соседи Виктории приняли решение заключить договор на закупку дезинфектора, который установят возле лифта на первом этаже. Планируется этот счет включить в жировку.

Виктория заметила: люди на улице стараются держать дистанцию.

— Видела, как друзья гуляли на расстоянии нескольких метров друг от друга. Думаю, когда пандемия закончится, мужчины не будут здороваться за руку, а женщины — целоваться и обниматься при встрече. Люди сильно напуганы.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(50)