Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Шрек Третий» // Огр не первой свежести

Хороший анекдот — как одноразовая зажигалка: сверкнул, зажег — и ладно. Во второй раз тоже можно посмеяться — если рассказчик тебе симпатичен. Третий — контрольный: если тебе снова смешно — ты либо даун, либо махозист. «Шрек Третий» — момент истины для всех фанатов зеленого гиганта. Тот самый цвет. Тот самый размер. И ровным счетом ничего сверху.

Если автор подписывается на франшизу (т.е. цикл фильмов со сквозными героями), он неизбежно становится заложником базовой формулы — той самой, что принесла успех начальному эпизоду цикла. Обмануть прирученного зрителя, не показав знакомых трюков — плохо. Сыграть с публикой в поддавки, подсунув вместо творческой работы дежурное меню — тоже. В первом случае обидятся фанаты, во втором — обсмеют продвинутые киноманы и ехидные критики.

Случай «Шрека» — особенный. Первый мульт был отчаянно злым, демонстративно вульгарным и невероятно свежим. При всем этом он отличался безусловным чувством стиля и неплохим интеллектуальным уровнем: «Шрек» издевался и острил, но как-то застенчиво, словно мальчик из хорошей семьи. И во второй серии авторы не подкачали, развив характеры главных героев и добавив к ним мачо Бандераса в образе рыжего котика-фехтовальщика.

«Шрек Третий» — новый кирпич в стене, правда положенный другими руками: режиссер двух предыдущих серий Эндрью Адамсон ушел в другую франшизу «Хроники Нарнии». У руля остался режиссер-дебютант Крис Миллер, служивший прежде у Адамсона на подхвате.

Полностью сменился и состав сценаристов. Адамсон оставил себе лишь роль продюсера и набросал сюжет. Результат получился знакомым, но непривычным: как любимое блюдо, которое спроворил новый повар.

В новой серии нежный громила-огр и его верная подруга ищут для королевства нового правителя, сражаясь одновременно с зловредным принцем Чармингом. Начнем с хорошего: все основные герои (и большая часть подтанцовки) остались с нами. Сам Шрек — зеленый качок с морем обаяния, принцесса Фиона, царственные папа с мамой, интриган Чарминг, слепые мышки, Пиноккио, три поросенка, серый Волк в чепчике и Пряничный Человечек полтора часа исправно заполняют экран.

Графика на уровне — как, впрочем, и всегда. Фирменное абсурдистское действие с элементами здорового садизма тоже имеет место — правда, только в отдельных эпизодах. Очевидных сюжетных ляпов нет. Традиционно хорош саундтрек (за исключением случаев, когда песни решили озвучить по-русски).

Тем не менее, смотреть «Шрека Третьего» странно. Это кино комнатной температуры, старательно изготовленное из уже побывавших в употреблении элементов. Все детали работают, но нет главного — того шебутного нахальства и заводного драйва, что прежде заставляли вопить от восторга и бесконечно пересматривать прежние серии. Их зашкаливало от здорового цинизма — третий «Шрек» благостен как деревенский патриарх.

Прежний экшн в новом «Шреке» активно потеснили статичные оперные массовки. В первых фильмах были любопытные конфликты героев — здесь лишь дежурные перебранки котика и ослика, да вялое переглядывание умиротворенного Шрека и злобного Чарминга.

В каждом из предыдущих «Шреков» появлялись яркие второстепенные персонажи. Здесь — истеричный юнец Артур (кузен Фионы и будущий король), пригодный лишь для того, чтобы придать хоть какое-то движение сюжету. Да еще для того, чтобы в звездной компании, озвучившей фильм, смог прописаться попсовик Джастин Тимберлейк. Именно он ненароком реализовал мечту Чарминга: испортить вторую половину фильма.

Речь Арти с призывом «плохим парням» одуматься и перевоспитаться — чистая диверсия. Она убийственно серьезна — и это в изначально пародийной сказке-дразнилке! Со «Шреком» случилась беда: беззаконную песню зеленого буяна перековали на воскресную проповедь. Дальше может быть только хуже.

Вот вам грустная правда: «Шрека Третьего» можно смотреть, а можно и не смотреть. Результат будет примерно тот же. Штамповка, сэр!

Тот, кто начнет знакомиться с забиякой-огром и его веселой компанией именно с третьего фильма, вряд ли поймет: с чего, собственно, такой ажиотаж вокруг проходной мультяшки? Занявшись самоповтором, создатели «Шрека» переместились в зону претенциозной посредственности — той самой, которую отважно лягали на заре туманной юности. Ждите, их тоже скоро начнут пародировать.

Наш Шрек умер. Точнее, пошел по рукам. Разница, в общем, невелика.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)