Экономика

Кирилл Иванов

Противоречие дня. Лукашенко против разборок с Туркменистаном, с которым «у нас блестящие отношения»

Причина напряжения между странами старая — скандал вокруг Гарлыкского ГОК.

Строительство Гарлыкского ГОК. Архивное фото bmci.by

Назначая Вячеслава Бескостого послом в Туркменистане, глава государства выступил за нормализацию отношений с этой страной.

— С Туркменистаном у нас всегда были блестящие, хорошие отношения. И те проблемы, которые сегодня существуют (а они существуют и будут существовать всегда, с любыми государствами), — надо встретиться с должностными лицами, которые занимались там строительством, прежде всего Гарлыкского комбината, надо выходить из этой ситуации достойно. Это же не дело, что мы с дружественным народом начинаем в судах устраивать разборки, — цитирует Александра Лукашенко его пресс-служба.

Мы же напомним о том, как развивались события вокруг проблемного комбината за последние годы с помощью нескольких цитат.

Первые проблемы

В 2013-м белорусская сторона стала жаловаться на туркменских партнеров из-за того, что те не справлялись с привлечением квалифицированных кадров и материально-техническим обеспечением строительства рудника.

— Мы договорились, что в ближайшее время в Туркменистан прибудет группа специалистов во главе с премьер-министром (Михаил Мясникович — С.), которая окончательно урегулирует все проблемы, которые, возможно, существуют при строительстве Гарлыкского комбината, и доложит окончательный график введения его в строй, — заявлял тогда же Александр Лукашенко.

Как видим, шести лет на решение этих проблем оказалось недостаточно.

«Вы будете им гордиться»

Но осенью 2014-го глава Беларуси все еще демонстрировал оптимизм.

— Наземная часть находится практически на завершающем этапе, мы быстро закончим. Думаю, что в ближайшие год-полтора мы пройдем и подземную часть. Все равно мы вам построим самый современный комбинат, и вы будете им гордиться. Мы это умеем делать. Мы недавно два таких комбината дополнительно построили у себя в этих условиях. И мы сделаем это символом наших отношений. Как бы ни было сложно, мы довольны, что Туркменистан выбрал для реализации этого проекта Беларусь, — заявил он в интервью туркменским СМИ.

Первые разборки

В марте 2019-го Туркменистан предъявил претензии по поводу ненадлежащего исполнения «Белгорхимпромом» контракта на строительство Гарлыкского калийного комплекса. И пообещал обратиться в Арбитражный институт при Торговой палате Стокгольма.

Этому предшествовали взаимные претензии: власти Туркменистана обвиняли Беларусь в срыве сроков строительства, Минск упрекнул в срыве сроков оплаты.

«Зря взялись за этот проект. Это было безумием»

В марте этого года, когда стало известно о готовности Туркменистана обратиться в международный суд, независимый экономист Леонид Заико в комментарии «Салідарнасці» отметил:

— Когда наши решили туда идти, я прямо говорил и писал – это ошибка. Прежде всего, нужно было разузнать, как Туркменистан оплачивает другим работы и услуги. Коллеги, работающие в белорусских университетах, рассказывали, что деньги за обучение туркменских студентов нужно выбивать с той стороны чуть ли не отбойными молотками.

Они в ужасе: бывает, им просто ничего не платят. При расчетах с западными партнерами туркменская сторона ведет себя по-другому. Но это можно объяснить типичным подобострастием в восточных странах перед Западом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(38)