Филин

Юлия Кот

Почему сейчас для беларусской экономики вступление в ВТО нецелесообразно и даже рискованно

Эксперт — о смене курса беларусского правительства и о том, как это отразится на экономике.

Правительство РБ вычеркнуло из планов вступление во Всемирную торговую организацию в ближайшие годы. Это следует из постановления, которым Совмин внёс изменения в программу собственной деятельности до 2025 года.

Среди прочего, документ исключает из прежней программы «участие в многосторонней торговой системе, основой которой является Всемирная торговая организация». Она подразумевала приведение национального законодательства в соответствие с обязательствами в ВТО и присоединение Беларуси к организации с учетом национальных интересов.

Хотя раньше желание быть в ВТО имелось, и Министерство экономики Беларуси видело в этом сплошные плюсы. Чтобы «сохранить уже существующие позиции и завоевать новые ниши в международном торговом сообществе, обеспечить стабильные и предсказуемые условия торговли», а также стать более привлекательной для иностранных инвесторов, производителей и потребителей, заявку на присоединение Беларусь подала еще в 1993 году.

Теоретически вступление могло состояться в 2020 году (к тому времени все страны-члены ЕАЭС уже были членами ВТО), но после августовских событий процесс затормозился, а в связи с дальнейшими действиями беларусских властей заявку в международной организации и вовсе отказались рассматривать.

Насколько это важно сейчас? Повлечет ли отказ от прежних планов значительные последствия для беларусской экономики или процесс «атомизации», разрыва международных связей с Западом и вовлечения в российскую орбиту зашел уже столь далеко, что еще один шаг назад не столь значим? Эти вопросы Филин обсудил со старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.

Анастасия Лузгина

— Особых изменений даже в плане внешней торговли это решение беларусского правительства не повлечет, — полагает экономист. — Хотя бы потому, что Беларусь никогда раньше и не была членом ВТО. При этом разговоры на эту тему велись давно: еще в 1993 году была сформирована заявка на вступление, и по 2022 год проводились консультации, рассматривалась возможность, что все-таки это сбудется.

При этом Россия, обращает внимание эксперт, во Всемирную торговую организацию вошла более 10 лет назад, так что беларусские устремления не противоречили экономическим взаимоотношениям с «большим братом».

Но на текущий момент ситуация значительно изменилась: беларусскую заявку рассматривать отказались, на РФ были наложены существенные ограничения.

В последние год-два идут разговоры, нужна ВТО россиянам либо не нужна: дескать, лучше сконцентрируемся на Евразийском союзе, будем и без ВТО хорошо развивать нашу торговлю.

Депутаты с подачи коммунистов не раз обсуждали возможность выхода из организации, кто-то «за», кто-то «против», но пока окончательное решение на этот счет не принято. Во многом происходящее в России, мне кажется, могло повлиять и на решение Беларуси.

— Тем более, ряд нормальных отношений со странами Запада уже разорван, и Беларусь все больше развивает торговлю с РФ и пытается налаживать связи с азиатскими государствами, а это можно делать и без членства во Всемирной торговой организации.

Прямо сейчас, добавляет эксперт, для беларусской экономики вступление в ВТО нецелесообразно и даже рискованно. Она «находится в полуплановом состоянии», далеком от рыночных отношений, и жестко контролируется властями, которые ценовым регулированием и другими мерами отдаляют национальную экономику от гармоничного развития.

В результате ни о каком выполнении обязательств — гармонизации тарифной политики, изменениях в законодательстве, снятии барьеров, — речь идти не может.

Иное дело — перспективы, от которых беларусское правительство, в большей степени из политических соображений, отказывается. Ведь не просто так в ВТО стремятся попасть многие государства, и на сегодня в организацию входят 164 страны и таможенные пространства, включая ЕС, Россию, Китай, Армению и даже Таджикистан?

— С точки зрения нормально функционирующей экономики нам это безусловно нужно, — подтверждает Анастасия Лузгина. — Хотя участие во Всемирной торговой организации несет не одни сплошные плюсы, но и ряд минусов, если страна не подготовлена к этому вступлению.

Например, открываются возможности для торговли, начинается усиление потоков — и если беларусские производители не привыкли работать в условиях активной конкуренции, то их могут и «задавить».

Поэтому обычно страна не сразу снимает все барьеры, а проходит процесс подготовки, создаются условия поддержки своих производителей и отдельных отраслей в переходный период, чтобы не убить собственный бизнес.

И если это сделать с умом, просчитав возможные риски и предприняв шаги, чтобы эти риски не реализовались — начинаются как раз плюсы, и страна получает бенефиты, на которые рассчитывала. Как в Беларусь смогут заходить иностранные производители, так и наша страна сможет безбарьерно поставлять свою продукцию на рынки большинства стран мира.

Словом, продолжает экономист, если не притормаживать с подготовкой и подойти к делу решительно, можно получить новые рынки, новых инвесторов, новые связи.

Причем для установления взаимоотношений не понадобится «изобретать велосипед» и долго договариваться с каждой конкретной страной, поскольку есть общие правила работы для стран-членов ВТО, процесс унифицирован и проходит проще и быстрее.

Любая кооперация на самом деле позитивна для экономики. Это новые партнерства, выход на новый технологический уровень, да и здоровая конкуренция никому не вредит, а только подталкивает к развитию.

Предприятия, поставленные в более жесткие условия, начинают работать эффективнее, расширяют поставки. И государству хорошо: раз увеличиваются обороты, растет прибыль, то платится больше налогов в бюджет.

И на макроуровне, и на микроуровне нормально функционирующей рыночной экономике вступление в ВТО пойдет только на пользу.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(13)