Комментарии
Ян Буян, Вадим Ливнев, рисунок Алексея Меринова

Операция «Принуждение к Таможенному союзу»

Длившаяся более полугода «война за Таможенный кодекс» закончилась унизительным поражением Александра Лукашенко. «Салідарнасць» подводит итоги недавних конфликтов между Минском и Москвой.

Как пишет журнал ”Коммерсантъ-Власть”, во второй половине июня Россия торжественно отметила 20-летие постановки на боевое дежурство трубопроводного оружия – очередной «газовой войной» с Беларусью. А первый случай перекрытия трубы, как последнего аргумента Москвы, имел место 18 апреля 1990 года, когда СССР прекратил поставки нефти в Литву в ответ на то, что 11 марта республика провозгласила независимость.

Самый абсурдный комментарий по результатам нынешней «войны» дал шеф «Газпрома» Алексей Миллер: «Победила дружба». Мы постарались взглянуть на вещи реалистичнее.

ФИНАНСЫ

На первый взгляд, Беларусь осталась в выигрыше. Погасив задолженность за газ в размере 187 миллионов долларов, наша страна, в свою очередь, истребовала с «Газпрома» 260 млн USD за транзит.

Но это только на первый. Главный выигрыш «Газпрома» заключается в том, что Беларусь согласилась платить контрактную цену. В результате российский концерн в течение года получит, как подсчитали «Ведомости», дополнительно порядка 800 миллионов долларов.

Доходы «Белтрансгаза» за счет увеличения транзитной ставки тоже вырастут. Но его дополнительная выручка составит лишь около 100 миллионов долларов за год.

ИМИДЖ

Мнения о том, кто выиграл сопутствовавшую газовой «информационную войну», разделились. Кто-то склонен считать, что лучше пиарилась Москва. Но, с нашей точки зрения, Лукашенко выглядел убедительнее. И вот почему.

Глава Беларуси акцентировал внимание на том, что на момент выяснения отношений долг «Газпрома» «Белтрансгазу» превышал долг «Белтрансгаза» «Газпрому». Грубо говоря, если сосед вам должен 5 рублей за пиво, а вы ему – 7 за курево, то не в ваших интересах качать права. Именно такой логикой руководствовалось большинство рядовых граждан, не вникавших в детали конфликта и не знавших, что для «Газпрома» было принципиально важно не допустить никаких взаимозачетов.

Соответственно, многие так и не поняли: с чего это вдруг российский концерн «полез в бутылку» (то есть в трубу)? И, скорее, поддержали позицию главы Беларуси. По данным независимых социологов, на фоне нового конфликта с Россией рейтинг Александра Лукашенко вырос с 42.7% до 45.6%.

Однако этот локальный успех, пожалуй, был нивелирован фильмом «Крестный батька», показанным по российскому телеканалу НТВ. Конечно, в Беларуси его увидели «по ящику» немногие, но Интернет и «сарафанное радио» быстро разнесли весть о «разоблачительном триллере».

ГЛАВНОЕ

Впрочем, «газовая война» затевалась явно не из-за несчастных 200 миллионов долларов. И даже не из-за 800 млн USD…

По сути, конфликт «Газпрома» с Беларусью использовался Кремлем в качестве инструмента давления на Александра Лукашенко, чтобы принудить его подписать Таможенный кодекс Таможенного союза. Об этом писали даже российские СМИ.

«Разборки» начались еще в конце прошлого года – когда Минск узнал, что Москва, несмотря на Таможенный союз, не собирается отказываться от экспортной пошлины на российскую нефть, поставляемую в Беларусь. Поскольку цена вопроса составляет около 2 миллиардов долларов в год, стороны заняли чрезвычайно жесткие позиции.

Так, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко утверждал: «Подписание Таможенного кодекса должно быть увязано с отменой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты для Беларуси — это наше железобетонное требование».

Однако добиться отмены пошлин так и не удалось, а Александр Лукашенко, тем не менее, 5 июля подписал Таможенный кодекс. Это была полная капитуляция, -- особенно унизительная, если учесть кино, показанное накануне.

Правда, официальный Минск попытался представить происшедшее как свою победу. Вице-премьер Андрей Кобяков заявил, что как только Беларусь ратифицирует весь пакет соглашений по Единому экономическому пространству, пошлины все-таки будут сняты.

Вот только заместитель главы белорусского правительства не уточнил, когда то счастье будет. А между тем, по самым оптимистическим оценкам, пакет соглашений по ЕЭП подготовят лишь к началу 2011 года. Причем пессимисты качают головами и называют эти сроки нереальными. Они вообще сомневаются, что идея Единого экономического пространства будет реализована на практике. Более того, вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло заявил gzt.ru: «Риск, что создание Таможенного союза так и останется красивой декларацией, очень высок»…

Так что, в обозримом будущем Беларуси придется существовать в условиях сохраняющихся пошлин на нефть, поступающую из России. Кремль же успешно завершил операцию «Принуждение к Таможенному союзу» (по аналогии с «Принуждением к миру – военными действиями против грузинской армии в Абхазии и Южной Осетии). Ответ на вопрос, кто на этот раз остался в выигрыше, очевиден.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)