«Нельзя болтать языком, а надо реально смотреть на вещи»

Если не считать матчей с Казахстаном и Андоррой, команда во вторых таймах заметно подсаживалась, где-то раньше, где-то позже. Так было и с Украиной, и с Англией, и с Хорватией. В последней игре за 45 минут наши футболисты и вовсе нанесли всего один удар по воротам соперника, оказавшийся, к счастью, результативным. А, например, в то время, когда сборную возглавлял Анатолий Байдачный, журналисты порой называли ее командой вторых таймов, потому что во многих матчах футболисты заметно прибавляли после перерыва.

Анатолий Байдачный

Что изменилось? Ведь условия, в которых тренеры готовят команду к игре, одинаковые, а матчи проводятся в те же сроки. Вновь много критики прозвучало в адрес Александра Глеба, уже по традиции. Многим кажется, что наш капитан не выкладывается полностью в матчах за сборную. Между тем команде Байдачного пришлось обходиться без самого талантливого белорусского игрока в трех стартовых матчах отборочного турнира чемпионата мира-2006. Однако это не сказалось на боеспособности дружины, которая добилась ничьей в Норвегии, разгромила Молдову и изрядно попугала на выезде итальянцев, забив в их ворота три мяча. Так что звонок Анатолию Николаевичу напрашивался. Интерес к разговору подогревало и недавнее его интервью украинской газете, в котором он назвал Штанге дилетантом.

— Почему, на ваш взгляд, сборной не удается провести одинаково хорошо оба тайма?

— А вы можете сказать, что команда до перерыва нормально играет? Что касается вторых таймов, во-первых, тренер в перерыве должен уметь внести правильные коррективы в игру, указать, что получается, что нет. Во-вторых, обязан оказывать на футболистов и эмоциональное воздействие, потому что психология играет одну из главенствующих ролей в современном футболе. В-третьих, если ты тренируешь команду, должен уметь подвести ее к определенному поединку, чтобы футболистов хватало на весь матч. В-четвертых, если ты всего этого не можешь, должен заниматься другой профессией.

— Возможно, команда Штанге играет в футбол, при котором затрачивается слишком много сил?

— Она вообще играет в никакой футбол, который называется «как получится».

— Какую роль в сборной следует отводить Александру Глебу, которому вновь не удалось продемонстрировать в отборочном матче свои лучшие качества?

— При мне Глебу отводилась совершенно другая роль. Он был таким же футболистом, как и те, кто играл рядом с ним. Сейчас Александр испытывает чрезмерную психологическую нагрузку, потому что все, в том числе и Штанге, слишком многого от него ждут, будто он должен выйти и всех обыграть. Это глупость. Потому что у той же Хорватии таких игроков, как Глеб-старший, целая команда. Поэтому всю вину валить на одного игрока — это безумие!

Тренер должен максимально использовать возможности всех футболистов и, сплотив их в единый коллектив, создать игру. Если ты выбираешь какую-то схему, исполнители должны ей соответствовать и функционально, и психологически, и технически, и тактически. С Хорватией Штанге выбрал опасную схему 4-1-4-1. При мне сборная играла так лишь однажды — в товарищеском матче в Польше. Мы тогда выиграли — 3:1, но я увидел, что в середине поля проваливаемся, потому что атакующие полузащитники Белькевич и Глеб не помогали Кульчию. И когда Штанге против хорватов оставил в середине Глеба и Кутузова, которые, как все говорили, находились не в очень хорошем состоянии, а под ними поставил Кульчия, он оголил центр поля и отдал нашего единственного опорного хавбека на растерзание. Плюс фланговые игроки не сжимались и не страховали середину. Как тут можно играть? Мне было просто жалко Кульчия.

— Вы, когда руководили сборной, никогда не говорили, что она может и должна пройти отбор, а озвучивали обычно цель — построить команду среднеевропейского уровня, которая может при удачном стечении жеребьевки и прочих обстоятельств бороться за выход из отборочной группы.

— Просто нельзя болтать языком, а надо реально смотреть на вещи. Я говорил о том, что мы должны выйти на уровень таких команд, как те же Шотландия, Норвегия, Словения, закрепиться на нем, а уже потом пытаться куда-то выйти. И мы сделали это — достигли их уровня, думаю, с этим вы не будете спорить.

Вторая наша цель — привлечь зрителей на стадион. Вспомните, сколько людей ходило на наши матчи, — стадион был всегда полон. Прежде всего у команды должна быть игра. Если ее не будет — не решишь никакой задачи. В-третьих, в том цикле нам удалось изменить психологию футболистов, игравших прежде по схеме «1-10», то есть всей командой в защите. Стали атаковать и навязывать свой стиль игры. Даже в поединке с Италией владели мячом больше соперника, хотя не имели исполнителей их уровня и допускали ошибки, но играли, и за это сборную любили зрители.

В конце концов, главными судьями являются болельщики. Если они идут на стадион и сопереживают, значит, команда находится на правильном пути.

— Почему все-таки белорусские сборные разных созывов проигрывают в решающих матчах? Может, все дело в психологии или нашем менталитете?

— Менталитет здесь ни при чем. Нормальные у нас и люди, и футболисты. Ведь вышел БАТЭ и играл в групповом этапе Лиги чемпионов. И никто его там не разгромил… Вот вам и психологический настрой.

— Почему вы назвали Штанге дилетантом?

— Игра до сих пор не выстроена. За два года так и не сформировал состав. Одних футболистов выкидывает, потом берет обратно и снова выкидывает, травмируя их психологически. Много проблем создал Юрию Курненину перед молодежным чемпионатом Европы. Взять на матч с Молдовой пять человек из его команды, хотя ей через несколько дней предстоял ответственный матч с хозяевами турнира шведами, — это вообще преступление! Молодежной команде нужно было создать все необходимые условия для подготовки. Вы помните, когда я работал, у меня тоже было много молодых игроков, но всегда отдавал их младшей команде, если они ей были необходимы и она решала важную задачу. Нормальный наставник мог поступить так, как поступил Штанге?

Возможно, в матче с Хорватией действительно все неприятности слились воедино. И соперник провел один из лучших матчей, хотя не очень убедительно смотрелся в поединках с Украиной, и наши футболисты прибыли из клубов в не лучшем состоянии, а на подготовку команды у тренерского штаба было всего два дня.

У Штанге будет возможность вернуть доверие болельщиков к себе, что ему уже удавалось раньше. Впереди еще четыре матча отборочного турнира, и их нужно провести достойно. К своему пню мы, похоже, уже пришли, и в конце осени нужно будет решить, какую просеку выбрать на этот раз и с каким проводником двигаться дальше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)