Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Меченосец»//Cаша — железные руки

Милость к падшим призывать — это очень по-русски. Видеть в любом отморозке жертву обстоятельств и защищать его право творить беспредел — абсолютно естественно для русской души. Скажи «Урод!» и услышишь в ответ: «Бедненький…» Гламур не пройдет! Униженные и оскорбленные дождались своего звездного часа на наших экранах. Режиссер Филипп Янковский в своем «Меченосце» выпустил из клетки нового героя — молодого бомжа с правом на убийство. Парень-кремень, парень-меч. И лучше с ним не спорить.

Есть навязчивое желание увидеть в этом фильме попытку социального реванша. Нищий парень без судьбы и прописки мечется по жизни, поправляя выкидным лезвием линию своей жизни. Звучит как рядовой криминальный очерк — таких персонажей хватает на любом ночном российском вокзале. Знаем. Видели. Что на них смотреть? Но авторы изобретают приманку для зрителя: у юноши в черном пальто опасное лезвие (непонятно какой длины) вылетает в минуту опасности непосредственно… из руки. Вот такой одаренный парнишка. Таким образом в рядовую «чернуху» приходит линия паранормальных способностей и ответственности за опасный дар. А это уже может быть любопытно. Стивен Кинг на этом состояние сделал.

Само по себе желание создать русский аналог героя-мутанта (самый близкий аналог — Росомаха из «Людей Икс») весьма похвально — ответим «нашим» Меченосцем на заокеанского Человека-паука! Но в поп-культуре есть свои правила: каждый супергерой имеет свою историю и свой внутренний конфликт. Про Сашу-меченосца нам известно только, что в малолетстве он неожиданно для себя резанул бомжа, напавшего на школьницу. А потом — тоже как бы вдруг — хамоватого сожителя матери. Для портрета героя — маловато. Чтобы начать ему сопереживать — тем более. Отбросив мистику, получаем заурядного отморозка с ножом в кармане. Из которого — сколько ни ряди его в длинное черное пальто и не заставляй мокнуть под дождем — никак не сделать нового Раскольникова.

Саша — абсолютно пустой персонаж, лишенный внутренней пружины развития. Поэтому весь сюжет построен на том, как его обижают со стороны: сперва в школе, потом — бросивший семью отец, затем наглый дружок бывшей одноклассницы, потом — странный персонаж Клим (то ли уголовник, то ли продажный мент), далее — по списку: менты, уголовники, психиатры, ОМОН, машина-лесовоз и боевой вертолет. На семь бед — один ответ: махнул железной рукой — и нет проблемы. Только вот Клима отчего-то поначалу только оглушил. Наверное, чтобы было от кого полфильма убегать, а потом рассечь пополам (!) в прибрежной кафешке.

Однако авторы «Меченосца» явно читали голливудские учебники сценарного дела и знают, что без лирической линии зрительского кино не бывает. Где-то в середине фильма наше Чудовище получает свою Красавицу: кудрявая Катя, кажется, только и ждала появления на своей лестничной площадке тощего парня со взором горящим. Популярная Чулпан Хаматова фактически повторяет своего персонажа из недавнего «Гарпастума» — чувственную содержанку, готовую сдаться на милость нового любовника (если тот поможет избавиться от старого). Только подумайте: убежать с убийцей, попасть в психушку, бегать там босиком с алюминиевой ложкой в руке, грозить ментам: «Если вы меня убьете, придет Саша и порежет вас на куски!», снова убежать с убийцей, попасть под пулю и долго-долго умирать — почти до финальных титров. Прекрасная судьба, не так ли?

Отдельная тема — христианство. Важный персонаж — добрый батюшка. Он сперва подвозит беглецов, затем принимает исповедь Меченосца, благословляет «Храни вас Бог!» и осторожно советует железному парню: «Обратись к Отцу нашему!» Лучший момент фильма — когда он подает Саше сотовый: «Это тебя!» «Бог?» — моментально реагирует Меченосец. Эх, на такой волне да весь бы фильм!

Увы, ближе к середине «Меченосец» безнадежно теряет темп, спотыкается о лирические сцены с непременным вальсированием под всхлипы скрипок, теряет логику и впадает в полное безумие в финале, где отчаявшийся мутант одним взмахом руки-меча сносит деревья. А очень постаравшись — даже рубит хвост высоко летящему вертолету. Наверное, хотели сделать красиво — чтобы зритель ахнул. Увы, тянет на смех.

«Меченосец» оказался странным гибридом японских аниме и Федора Михайловича Достоевского. Но и то, и другое лучше изучать по первоисточникам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)