Мацукевич: Встречи Лукашенко с главами «ДНР» и Абхазии — звенья одной цепи, напоминающей ошейник

Бывший дипломат Павел Мацукевич – о причинах и последствиях недавней встречи Александра Лукашенко с главой(рем) «ДНР» Денисом Пушилиным для белорусско-украинских отношений. 

– Встреча началась с дружеских объятий, как старых знакомых, после которых Лукашенко предложил донецкому гостю помощь в восстановлении захваченных Россией территорий, – пишет Мацукевич в свежем выпуске Пульса Ленина-19. – Украина расценила ее как попытку легитимизации российской оккупационной администрации в Донецке и в знак протеста отозвала своего посла из Минска в Киев для консультаций. 

Пушилин и Лукашенко. Фото president.gov.by

Отзыв посла для консультаций – не конец света в отношениях между странами. Это распространенная форма выражения дипломатического протеста. Такое в истории белорусско-украинских отношений уже бывало. В частности, в марте 2014 года после высказываний Лукашенко о Крыме или в августе 2020-го после того, как Беларусь передала России вместо Украины задержанных в Минске вагнеровцев. 

Отозванный посол Украины, конечно, может и не вернуться обратно, если, например, будет принято решение о понижении уровня дипломатического представительства Украины в Беларуси или вовсе закрытии дипмиссии.

В любом случае, пока кажется маловероятным, что дело дойдет до разрыва дипломатических отношений. В Киеве прекрасно понимают, в какой ситуации оказался Лукашенко и с чего вдруг обнимает донецкого сепаратиста в своем кабинете.

Кроме этого, в наших конфликтных реалиях разрыв дипломатических отношений — это практически предисловие к объявлению войны, а в этом ни Киев, ни Минск, как представляется, не заинтересованы.

Белорусские войска пока все еще не участвуют в агрессии России против Украины. Более того, насколько можно судить с октября 2022-го не было обстрелов Украины с территории Беларуси. В зависимости от политических предпочтений можно видеть в этом как недоработку Кремля, так и заслугу Лукашенко, но факт остается фактом. 

Кроме этого, наличие посольства в Беларуси позволяет украинским властям получать информацию о ситуации с места событий, а не из Интернета. Это важный канал коммуникации, который при необходимости может быть задействован обеими сторонами, не заинтересованными в том, чтобы сжигать последние мосты. В отличие от Кремля, у которого для этого есть мотивы.

Официальный Киев по идее заинтересован как минимум в сохранении статус-кво, когда белаорусские войска остаются в своих казармах и не пересекают украинскую границу для поддержания кремлевской «спецоперации».

И поскольку до сих пор реализуемый Украиной формат отношений с официальным Минском это обеспечивал, то есть основания для его сохранения, несмотря на явление Пушилина в кабинете Лукашенко.

Сам визит Пушилина в Минск можно рассматривать как один из неявных итогов заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России, прошедшего в Москве 6 апреля. 

Дело в том, что заседанию предшествовала не только многочасовая встреча Лукашенко с Путиным с глазу на глаз накануне вечером, но и персональные встречи Путина с главами оккупированных Россией территорий. Между общением с Лукашенко и Госсоветом хозяин Кремля принял у себя в кабинете по очереди глав(арей) «ДНР» и «ЛНР», а также Херсонской и Запорожской областей. 

Из этой четверки до Минска добрался только Пушилин со свитой, а по его собственному признанию, он взял с собой и советников, и министров. Однако свита в кабинет к Лукашенко не попала, видимо не пройдя протокольный кастинг Дворца независимости.

В остальном формат во многом дублировал февральскую встречу Лукашенко с лидером непризнанной Абхазии. Что и неудивительно: обе встречи — это звенья одной цепи, выкованной кремлевскими мастерами, и которая по всем признакам напоминает ошейник.

После августа 2020 года поводок, на котором Москва держала Минск, серьезно укоротился и Лукашенко оказался в том послушном положении, когда Кремлю ни в чем не откажешь. 

При всем при этом не похоже, что Лукашенко как-то сопротивляется и точно также все еще не похоже, что в Кремле действительно давят и даже торопят, выставляя жесткие требования.

Иначе Лукашенко пришлось бы принять того же президента непризнанной Абхазии не как своего подчиненного, а как следует в межгосударственных отношениях, формализовав признание через установление дипломатических отношений с Абхазией. Однако этого пока не произошло. 

С украинскими территориями — другая история, но и в ней есть варианты формализации признания. Например, через заявление о признании итогов проведенных на оккупированных территориях референдумов, как это сделали некоторые одиозные режимы типа северокорейского или сирийского. В белорусском случае до этого тоже еще не дошло. Видимо, Кремль пока на этом не настаивает.

Как видно, Москва позволяет Лукашенко определять формат своего взаимодействия с сепаратистами самостоятельно. Тот так и поступает, не стесняясь при этом искать и извлекать даже в этой ситуации выгоду.

В случае с «ДНР» Лукашенко откровенно пытается вклинить Беларусь в распил российских миллиардов, выделяемых на восстановление оккупированных территорий. В принципе, не будет большого вреда, если захваченные Россией земли вернуться в состав Украины восстановленными Беларусью за российские деньги.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(28)