Комментарии
Александр Класковский, naviny.by

Лукашенко разрывается между девальвацией и популизмом

Белорусский президент потребовал от правительства неординарных решений. Такой тезис прозвучал на совещании по экономике 9 октября. В переводе на обычный язык это означает: ну придумайте же хоть что-нибудь!

Обычно Александр Лукашенко сам раздает указания, что и как делать, причем вплоть до мелочей, что отразилось в фольклоре анекдотом о том, как глава государства руководит по телефону переборкой картошки. Но сейчас, видимо, и президент в тупике. Его мозг разрывает альтернатива.

Фото «КоммерсантЪ»

Президент начал избирательную кампанию

Финансово-экономическое положение страны ухудшается с угрожающей быстротой. По уму надо проводить девальвацию, ведь поддержание неадекватного курса рубля съедает и так незавидные золотовалютные резервы. Но Лукашенко, как заметили аналитики, мыслит уже категориями следующих президентских выборов и де-факто начал свою кампанию, включив коронный популизм.

В частности, публику поставили на уши его прозвучавшие днем ранее на БелАЗе в Жодино заявления по поводу проекта «Большая семья», суть которого в том, чтобы поощрять рождение детей сказочно большими по белорусским меркам выплатами. Экономисты недоумевают: откуда возьмутся деньги — два миллиарда долларов в год по самым скромным прикидкам?

Там же, на БелАЗе, Лукашенко дал понять, что готов вернуться к прежнему, более щедрому порядку оплаты больничных. А на совещании 9 октября раздраконил чиновников за резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ: «Если под марку проблем и сложностей, которые сегодня складываются в стране, вы хотите решить давние проблемы, а в правительстве, как говорил классик, всегда чесались руки в два-три раза увеличить нагрузку на население, то эта стратегия ошибочна. Никому не позволено душить население, и это не популизм».

Вычислять загадочного классика оставим эрудитам, но по сути это и есть популизм в чистом виде. Ведь повышение тарифов — не сиюминутный каприз отдельных чиновников, а планомерный процесс, заложенный в официальные документы.

Внешние кредиторы — и МВФ, и Антикризисный фонд ЕврАзЭС — выдвигали в числе условий выдачи займов Беларуси требование повышать уровень компенсации населением стоимости коммуналки, постепенно приближая его к 100%, напомнил в комментарии для Naviny.by доктор экономических наук Борис Желиба.

В нормальной рыночной экономике так и должно быть, но в Беларуси по-прежнему — советская по сути «экономика кривых зеркал», искаженных показателей, отмечает профессор Желиба. Продолжается практика перекрестного субсидирования, когда дешевизна ЖКУ для населения обеспечивается поборами с предприятий.

Разнос же по поводу якобы самовольства правительства в сфере жилищно-коммунальных тарифов — это, по мнению собеседника, очередной спектакль из серии «хороший царь — плохие бояре».

«Человек рисуется. Лукашенко начал предвыборную кампанию», — заключил Желиба.

Модернизация? Уже не до жиру

Кстати, вы заметили, что из лексикона главы государства исчезло слово «модернизация»? А ведь прошлой осенью оно стало фишкой, коронкой его выступлений.

По словам профессора Желибы, в нынешнем году заметен прирост капиталовложений в основные средства, то есть деньги в технологическое обновление вкладываются, но эффект будет в лучшем случае через два-три года.

И потом, где набраться денег на саму модернизацию? Тем более что, как показывают проверки госконтроля, вбухиваются средства порой бездарно и новые линии простаивают. Этакая совковая модернизация из-под палки, когда, в частности, не просчитывают, а будет ли спрос на продукцию, когда весь мир наводнили своим дешевым товаром китайцы.

Поэтому, видимо, лозунги модернизации тихо свернули и спрятали в чулан. Не до жиру. На совещании 9 октября Лукашенко сформулировал требования момента так: «Сегодня нужны неординарные решения, а если ординарные, то прежде всего надо продать то, что накопили на складах».

Вдобавок выяснилось, что подчиненные хитрят. Президент вывел их на чистую воду и пригрозил: «Все это вранье по разгрузке складов, как это выглядит сегодня у нас — вывезли в Литву, Россию, еще куда-то, денег не получили, а сложили там у дилеров на складах тракторы, автомобили... Скажу публично, это обернется кому-то камерой».

Чиновники и директорат прекрасно понимают, что речь идет не о камерах белорусского телевидения. Поигрывание наручниками — это такой неординарный метод решения экономических проблем, используемый в Беларуси последние 20 лет. А теперь распространенный и на российских топ-менеджеров — история, как гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер слетал на переговоры в Минск, еще долго будет впечатлять иностранных инвесторов.

Баумгертнер роль заложника выполнил и скоро, видимо, будет передан России, но перспективы продаж белорусского калия остаются зыбкими. Так что наручники — метод хоть и эффектный, но отнюдь не универсальный.

Виноваты будут все, кроме одного человека

Кстати, показательно, что своего сильного менеджмента в сфере продаж стратегического продукта — калия (да и не только в этой сфере) у Беларуси нет. Какие там «неординарные решения», если белорусские управленцы или некомпетентны, так как назначены по принципам землячества, преданности, или зашуганы (условные рыночные либералы в правительстве сразу получали по голове)!

Впрочем, были и придумки, даже масштабные, хотя и специфичные, типа бизнеса на растворителях, но эту лавочку, спохватившись, прикрыла Россия.

Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск), комментируя для Naviny.by ситуацию с залежами продукции, по сути лишь перемещенными за рубеж для отвода глаз, подчеркнул: «Предприятия нацелены не на эффективность, а на выполнение задания. Сказано сверху: разгрузить склады — вот и разгрузили».

«Главное — это деньги в страну, а не товар за границу выбросили и поставили там где-то под забором», — разъясняет Лукашенко солидным дядькам, как маленьким.

Было бы смешно втолковывать такое нормальным бизнесменам. Но главная забота красного директора — не прибыль, а как бы усидеть в кресле, не угодить на нары. О том же наверняка думают и министры, старательно конспектируя на подобных совещаниях слова первого лица. Если конспектируют без дураков, то эти записи феноменальны концентрацией слов типа «наручники», «камера», «головой ответите», «жесточайший спрос». Это — управление экономикой по-белорусски. Центр Европы, XXI век.

Примечательно также, что на этот раз президент решил подключить к прессингу на правительство и депутатов: «Имейте в виду, что мной дано прямое поручение нашему депутатскому корпусу с пристрастием оценить будущую эффективность предполагаемых государственных расходов. Так что ждите от депутатов очень серьезного разговора при принятии соответствующих документов».

Видите, и белорусский парламент может становиться принципиальным по отмашке. На самом деле глава государства в своем стиле широкой ложкой раскладывает по тарелкам ответственность за грядущие экономические потрясения. Крайними окажутся министры, депутаты, дипломаты (из которых делают коммивояжеров), директора... Ну и, конечно же, народец, приближающий, по версии Лукашенко, девальвацию тем, что доверяет СКВ больше, чем свежеотпечатанным рублям.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)