Общество
Кирилл Букин

Замдиректора радиостанции «Пилот FM» признал существование «черных списков»

Отмена концертов «Ляписа Трубецкого», «Крамбамбули» и других популярных исполнителей наглядно доказала, что в Беларуси вновь появился перечень музыкантов, которых власти объявили «персонами нон-грата». А теперь есть и свидетель, подтвердивший, что на его радиостанцию поступал «черный список».

Напомним, что в начале марта в Интернете появился список деятелей искусства и творческих коллективов, запрещенных к упоминанию в государственных СМИ. Впрочем, «Советской Белоруссией» и телеканалом СТВ дело не ограничивалось. Перечень «запрещенных барабанщиков» был также разослан на частные радиостанции.

Власти категорически отвергли сам факт существования списка. Министр информации Олег Пролесковский назвал его «гнусной фальшивкой». А вот у самих фигурантов сомнений в подлинности документа практически не возникло.

Известный драматург Андрей Курейчик распространил заявление, в котором, в частности, говорится: «Политика «черных списков» в отношении людей искусства в XXI веке – обескураживает. Дикость и варварство, к сожалению, не покинули эту страну. В связи с этим мною принято решение о выходе из Республиканского общественного совета по делам культуры и искусства при Совете Министров Республики Беларусь, созданного постановлением Совмина от 24 ноября 2010 г. № 1719. Быть в двух списках – многовато. И я выбираю тот список, где больше талантливых и приличных людей…»

Вскоре у музыкантов, упомянутых в списке, вдруг начали срываться концерты. К примеру, концерт «Крамбамбулі» в столичном пабе «Гости» был отменен под смехотворным предлогом «болезни солиста», хотя сам Лявон Вольский опроверг версию о своей внезапной хвори и в назначенный вечер появился в питейном заведении.

А в минувший уик-энд не состоялись два концерта группы «Ляпис Трубецкой» в минском клубе «Реактор». Внятных объяснений по этому поводу от руководства заведения не последовало. Впрочем, и так все понятно: если власть требует отменить концерт под угрозой закрытия клуба, найдется мало тех, кто рискнет не подчиниться.

Эта ситуация подвигла «Белгазету» обзвонить ряд радиостанций и задать вопрос о запрете на упоминание ряда музыкантов. Корреспондент издания побеседовал с представителями «Би-Эй», «Столицы», «Радио Минск», «Нового радио», «Радио Рокс», «Радиус FM», «Альфа Радио», «Радио ОНТ»… Где-то ему заявили, что «у нас никаких черных списков нет». Кто-то говорил: «Не могу ни подтвердить ни опровергнуть». И лишь один человек оказался достаточно смелым, чтобы пролить свет на происходящее. Приводим диалог журналиста «Белгазеты» с заместителем директора радиостанции «Пилот FM» Денисом Зылем.

– Могли бы вы подтвердить факт существования «черных списков», якобы разосланных на белорусские FM-радиостанции?

– Ну, как вам сказать, такие списки были, но неофициальные. В принципе, много где так делают – вроде бы есть, а вроде бы и нет. И получилось так, что официально этих списков как бы и нет. Но рекомендательно… да… к сожалению, да.

– Вам поступали какие-то устные распоряжения?

– Да, и список музыкантов был примерно такой же, что и появившийся в Интернете…

Таким образом, Денис Зыль раскрыл механизм запрета. Рассылаются вроде бы «рекомендации» и вроде бы «неофициально», но кто (особенно после истории с «Авторадио») отважится проигнорировать их?

В фашистской Германии книги «неправильных» писателей сжигали на площадях. Чиновники из команды Александра Лукашенко предпочитают действовать исподтишка. Но сути дела это не меняет.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)