«За десять лет на банкетах с проверяющими я так спилась, что превратилась в настоящего бомжа»

Бытует миф, что женский алкоголизм неизлечим. «Комсомолка» решила рассказать истории двух женщин, которые были на грани смерти, но в последний момент смогли стать на ноги, тем самым доказав, что безвыходных ситуаций не бывает.

«Чтобы не появилась корона, постоянно говорю, что я алкоголик»

С 43-летней бизнес-леди Ириной мы договорились встретиться в популярном минском кафе. В прошлом остались годы ужаса, пьянства, нищеты, в настоящем –– собственный и успешный бизнес. На встречу пришла эффектная дама: с идеально уложенной прической, макияжем и маникюром.

–– Вы совсем не похожи на человека, который беспробудно пил десять лет. Никогда бы не сказала, что вы бывший алкоголик, –– не удержалась я.

–– Бывших не бывает, я алкоголик, правда, не пью уже три года и восемь месяцев, –– без всякого стеснения говорит Ирина, у которой сейчас собственное кафе в центре Минска. –– Каждый день повторяю: я больной человек, алкоголичка, делаю это для того, чтобы не появилась корона и помнить, на каком дне я побывала.

Ирина росла в благополучной семье, отец –– крупный чиновник в одном из министерств. Вот только по вечерам родители любили расслабляться алкоголем, в семье всегда было и вино, и коньяк, и водка. В какой-то момент пристрастие превратилось в болезнь, и Ира, видя, как спиваются близкие люди, дала себе слово никогда не пить. И не заметила, как сама увлеклась алкоголем.

–– После института я работала директором столовой, –– рассказывает Ирина. –– Тогда все проверки проходили со спиртным, закрывали двери, накрывали стол и гуляли до ночи. Постоянные банкеты, праздники привели к тому, что постепенно я стала превращаться в алкоголика. Дрожали руки, появилась бессонница, но я это списывала на стресс. Если честно, мне нравилось пить. Появилось ощущение эйфории, мне было легко и весело. Когда узнала о беременности, пить перестала, весь декретный была примерной мамочкой, а вышла на работу –– и снова все поехало по накатанной.

«Пить хотелось так, что по удлинителю спускалась из окна»

Поначалу молодой муж Ирины пытался до нее достучаться разными способами, а однажды протянул ей маленький календарь:

–– Смотри, я отметил, сколько ты раз была пьяной в прошлом месяце. Из 30 дней - 15.

–– Какая прелесть, хорошо, что не все 30, –– неудачно пошутила Ирина, после чего муж собрал вещи и ушел к другой женщине.

К 30 годам Ирина превратилась в потерянную женщину, во время запоев маленьким сыном занималась бабушка или бывший супруг. Ира была уверена: она сможет остановиться в любой момент, но потом стала ловить себя на мысли, когда для всей компании праздник заканчивался, для нее только начинался. Она мчалась в магазин, покупала спиртное и пила дома втихаря. Пыталась найти спасение в церкви и на пару лет даже смогла завязать с алкоголем, но потом снова сорвалась.

–– Все это время я была как птица-феникс. То превращалась в бомжа, то приходила в себя и становилась красавицей. Но самыми страшными и переломными годами для меня стали 38 - 40, за это время деградировала полностью. Видя, в каком состоянии я прихожу на работу, руководство предложило: «Ира, каждые три месяца ты уходишь в запой. Давай подкорректируем график так, чтобы к этому времени ты все успевала делать и уходить в недельный отпуск». Я же думала, что про мой алкоголизм никто не знает! К тому времени вынесла из дома многие вещи, получала зарплату и сразу ставила окна, двери, то есть то, что потом невозможно выдрать и променять на бутылку, –– продолжает рассказывать Ирина. –– Последней каплей стала ситуация, когда все родные, уставшие от моих пустых обещаний, закрыли в квартире на несколько дней. Пить хотелось так, что я привязала к балкону четвертого этажа удлинитель, спустилась на этаж ниже и выбила окно соседей. В тот момент было все равно, что могу сорваться и погибнуть. Оказавшись на улице, пустилась во все тяжкие, пила без остановки, пока случайно не оказалась на Кальварийском кладбище. Зашла там в костел и стала рыдать, а на выходе увидела объявление, что вечером здесь собирается группа анонимных алкоголиков. Пришла и увидела совершенно нормальных людей, которые рассказывали жуткие истории, поняла: я не одна такая. Среди них оказались и те, кто ходит трезвым уже по 5 - 7 лет.

С тех пор несколько раз в неделю Ирина стала ходить на такие встречи. Здесь не кодируются, не подшиваются, все проблемы, переживания проговариваются во время занятий и каждый работает по так называемой 12-шаговой системе. Они уверены: алкоголика может вылечить только другой алкоголик, который бросил пить. Правда, из 100 человек в группе остаются лишь 3. Многие ждут, что исцеление и просветление придет мгновенно, но чудеса происходят только с теми, кто готов каждый день прилаживать усилия к своему выздоровлению.

«Я пьяная катила коляску с сыном, и меня задержала милиция»

Наша вторя героиня, 33-летняя Марина, сейчас летает на крыльях: воспитывает маленькую дочку и сына, недавно получила водительские права, пошла учиться. Женщина до последнего отрицала свои проблемы с алкоголем, пока ее годовалый малыш не оказался в приюте. –– Мне казалось, что алкоголики –– это те, кто валяется под забором, а ведь я такой не была. Да, пила, да, могла уйти в запой, но ведь могла и остановиться. Думала, что рождение сына может изменить мою жизнь, придет какое-то осознание, поменяются приоритеты, но после родов запила. Была в таком ужасном состоянии, что несколько дней не открывала медицинской сестре двери, после чего меня поставили на учет. Если честно, боялась одного: где-нибудь по пьянке забыть своего ребенка, –– рассказывает Марина. –– Однажды вышла на улицу пьяной, катила детскую коляску с сыном, и меня задержала милиция. За полгода, пока ребенок был в приюте, я так и не смогла бросить пить, в итоге лишилась родительских прав.

А когда женщина узнала, что беременна вторым ребенком, врачи пришли в ужас, ведь она продолжала пить. И тогда один нарколог посоветовал обратиться в общество анонимных алкоголиков. С тех пор жизнь Марины круто изменилась: она бросила пить, смогла доказать чиновникам, что стала на путь исправления, устроилась на работу и приложила все усилия, чтобы выиграть суд. Сейчас 5-летний сын живет вместе с мамой.

–– У меня такое чувство, что алкоголь заморозил все эмоции, я не могла радоваться жизни, каким-то мелочам. После двух лет трезвости я как будто проснулась. Часто смеюсь, наслаждаюсь материнством и не понимаю, как я жила раньше, –– говорит мама двух детей.

КОМПЕТЕНТНО

«В день можно пить 50 грамм водки или 200 грамм вина»

–– Как ни странно, по физиологии женщина лучше переносит потерю крови, дольше живет, способна выносить и родить ребенка, то есть, как биологический вид, она крепче мужчины, но вот относительно алкоголя –– слабее. Он быстрее ее разрушает и приводит к зависимости. Конечно, все индивидуально, но если говорить в целом, то мужчина спивается за 5 - 7 лет, а женщина за 2 - 5 лет. Вообще, алкоголизму подвержено 10% людей, –– комментирует «КП» Георгий Пикус, психиатр-нарколог.

–– Георгий Исаакович, зависит ли алкоголизм от генетики? Если в семье пьют родители, бабушки с дедушкой, это уже можно выносить вердикт, что их ребенок тоже будет пьющим?

–– Нет, все зависит от самого человека. Хотя вероятность заболевания все же присутствует. К примеру, если пьет один родитель, то 17% того, что отпрыск начнет пить, если употребляют и мама и папа, то вероятность вырастает до 50%. Но нужно учитывать, как часто он пьет, пьет ли он хорошее вино или самогон с водкой. Часто в пример приводят Кавказ, мол, там пьют и не спиваются. Начнем с того, что застолье у них начинается с хорошей еды –– сначала много едят и только потом поднимают бокалы. А как пьют наши люди? На голодный желудок спиртное плохого качества, у нас просто нет культуры пития. Вот в Армении нет ни одного вытрезвителя, а наши все по ЛТП ездят.

–– Сколько спиртного можно выпивать в день?

–– Считается, что безопасная доза 20 грамм спирта в день –– это 50 грамм водки или 200 грамм вина. Но в неделю нужно делать один выходной. Когда мои пациенты слышат эти цифры, говорят: «Ага, вот же можно!». Я тогда отвечаю: «Ага, а ты сколько пьешь в день?».

–– Это правда, что алкоголизм неизлечим?

–– К сожалению, да, но его можно остановить. Эти люди четко знают, в чем их особенность, и нет никакой иллюзии, что они здоровы и даже после 20 лет трезвости смогут пить как обычные. С этим заболеванием можно жить, но нужно постоянно себя контролировать.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)