Филин

Сергей Василевский

Янчук: «Россия все еще надеется на победу в этой войне, а делить ее с кем-то не намерена»

Профессор психологии Владимир Янчук рассказал «Филину», почему не поддерживает инициативу Валерия Сахащика и в чем солидарен с Алексеем Арестовичем.

Представитель Объединенного переходного кабинета Беларуси по обороне и нацбезопасности Валерий Сахащик обратился к белорусским военнослужащим и всем белорусам. Он по пунктам описал, что ждет нашу страну и белорусов в случае прямого участия в войне в Украине.

Есть ли смысл в подобных обращениях?

— У Валерия Сахащика есть свои задачи, которые состоят в том, чтобы будоражить общественное мнение, поддерживать его в состоянии напряжения. В этом я его понимаю.

Но с другой стороны я крайний противник будоражения мнений и нагнетания страстей.

С моей точки зрения нет никаких предпосылок для прямого вовлечения страны в войну. Почему? Власть боится участия в войне и всячески откупается от этого. У главы правящего в Беларуси режима позиция заложника. Ведь по существу, Россия — это преступный режим, действующий по понятиям. И схема тут такая: брать в заложники, выламывать руки.

Но я думаю, что России участие Беларуси в войне невыгодно. Потому что она все еще надеется на победу в этой войне, а делить ее с кем-то не намерена.

— Советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович вступился за белорусов. Он назвал ошибочной политику огульного обвинения белорусов в соучастии в войне и призвал отделять народ от правящего режима.

Учитывая на самом деле не самое лояльное отношение многих украинцев к белорусам, не закончится ли эта история тем, что Арестович наживет себе новых врагов, которых у него и так хватает, а белорусский вопрос так и останется, где был?

— Я целиком согласен с позицией Арестовича. Эту линию нужно поддерживать, нужно объяснять гражданам очень тяжелую ситуацию, в которой оказались жители Беларуси.

На мной взгляд, это одна из первых объективных и честных оценок происходящего в нашей стране.

Я думаю, Арестович справится со своими недругами, радикалы с ним воюют очень давно. А такая оценка должна превалировать. Более того, я бы высказал следующую мысль: такую же оценку необходимо высказывать и в отношении россиян. Не все они экстремисты.

Там огромное количество нормальных людей, находящихся в сложной ситуации. За любое неожиданное движение они, вообще-то, рискуют. Вся моя сознательная профессиональная деятельность — это работа с проблемами насилия. И я всегда говорил, что насилием проблемы не решаются. А решаются созданием культуры ненасилия, созданием альтернативной стратегии.

Именно отсутствие в реальных условиях этой альтернативной стратегии часто создает сложности. У человека должна быть реальная возможность ведения себя с учетом обстоятельств и избрания какой-то линии хотя бы внутренного протеста, несогласия с чем-то.

Потому что мы привыкли к крайностям. А это не самое лучшее решение — находиться в позиции стороннего наблюдателя в более защищенных условиях. Многие мои украинские коллеги очень хорошо относятся к белорусам и всячески поддерживают отношения.

Много людей понимающих. К сожалению, мы привыкли реагировать на всплески людей экстремистского толка. Но их не много.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(31)