Экономика
Кирилл Нежданский, ”Белгазета”

Халява на российском рынке для белорусов заканчивается

Беларусь в очередной раз ступила на тропу войны с импортом. Обнародованный на минувшей неделе «Перечень потребительских товаров, исключение импорта которых не окажет заметного влияния на потребительский рынок республики» впечатляет: йогурт, пиво, «сумки дамские и дорожные», сухие строительные смеси, «леденцовая карамель, с начинкой и без», мыло хозяйственное и даже «изделия из лозы и соломки». Надо полагать, за счет этих стратегических товарных позиций страна надеется выправить перекошенный внешнеторговый баланс.

Увы, потребительские товары в общем объеме импорта составляют лишь 11%, в розничном товарообороте - 14%, и эти цифры, с незначительными вариациями, из квартала в квартал повторяются в отчетах Белстата. «БелГазета» обращала внимание читателей и на другой показатель: 75,2% экспортно-импортных потоков белорусской экономики приходится на материалы, сырье, энергоносители, комплектующие (см. «БелГазету» N39(660) от 29.09.2008г.), на конечные продукты остается чуть меньше четверти. Может, начать с промежуточных продуктов для индустрии, все чаще работающей на склад?

Увы, это слишком простой для белорусской модели путь: рост ВВП и выполнение прогнозных показателей достигаются именно за счет энерго- и материалоемких производств. Оттого и возникает соблазн лишить граждан иноземных леденцов и дамских сумочек.

ОСАДОЧЕК ОСТАЛСЯ

Раз уж должностные лица убедительно рассказывают нам с телеэкранов об отрицательном сальдо и призывают бороться с импортом, стоит вспомнить о другом виде внешнеторговых операций - об экспорте. Тогда картинка реальной конкурентоспособности белорусской промышленности и отечественных товаропроводящих сетей на внешних рынках станет более прозрачной.

Оценивая дотации России белорусской экономике, обычно вспоминают про нефть, газ, кредиты, но сумма, в которую оценивается вход на рынок России и преференции при работе на нем, как правило, не называется. Между тем стоило бы скалькулировать. Параллельно произвести калькуляцию стоимости входа на рынок ЕС - начиная от выполнения бесчисленных директив Еврокомиссии. И сравнить две цифры.

В 90-е гг. экспорт в Россию действительно стал палочкой-выручалочкой для Беларуси: отечественные предприятия, особенно выпускающие потребительские товары и продовольствие, были построены в эпоху машеровской «второй индустриализации» и технологически превосходили российские. К тому же в отличие от российских конкурентов в 90-е гг. они получали господдержку. Потому и умилялись россияне белорусскому трикотажу, потому в отдельные периоды и занимали белорусские телевизоры до 10-12% российского рынка, а грузовые автомобили и сельхозтехника из Беларуси выжимали слезу у губернаторов Нечерноземья. Да и многие наши сограждане начинали свой бизнес с мелкооптовой закупки обоев или футболок и вывоза их на Брянщину или Смоленщину.

Лихо оперируя на российском рынке, белорусские предприятия очень редко вступали в стратегические альянсы с российскими, не говоря уже о слияниях и поглощениях (M&А). Максимум - открывали сервисные центры по обслуживанию техники. Никто и не спешил пускать «дорогих россиян» на белорусский рынок.

Итог: у российского бизнеса, как в анекдоте, «осадочек остался». И сейчас, когда на дворе кризис, а уровень господдержки предприятий в Беларуси заведомо выше, чем в России, «дорогие россияне» настроены на защиту своего внутреннего рынка в т.ч. от белорусских товаров. Поэтому экспорт в Россию будет сокращаться.

ТОВАРОНИЗВОДЯЩАЯ СЕТЬ

Но не только поэтому. За последние полтора десятилетия многие российские и украинские предприятия прошли приватизацию и модернизацию. В России и СНГ изменились и уровень доходов, и структура потребления. Наконец, изменились технологии торговли - как оптовой, так и розничной. Увы, в Беларуси изменений меньше - и на предприятиях, и в головах.

В госсекторе не только производство, но и сбыт строятся по принципу вала. Функцию менеджеров по продажам нередко вынуждены выполнять члены правительства, лично «пробивающие» контракты с губернаторами российских регионов и мэром Москвы, участие в госзакупках в РФ, создание белорусских торговых домов в городах-миллионниках и т.п.

Но даже терпеливым госчиновникам надоедает работать лоббистами-«толкачами» промпредприятий и околачиваться на консигнационных складах и в приемных. В 2005-06гг. премьер-министр Сергей Сидорский провозгласил курс на создание собственных товаропроводящих сетей, торгово-логистических центров и оптово-логистических складов. Дело благое, вот только осуществление его пошло по привычному административному пути выбивания льгот и поблажек в дополнение к «единому таможенному пространству».

Стандартный сюжет из практики белорусского сетестроительства от ЖЖ-юзера belbaraxolka: «Решило отделение посольства на Урале способствовать строительству логистического центра в Екатеринбурге. С чего начали? Правильно, пошли попрошайничать, просить земли. Участок выделили. Тогда начали клянчить более приличный. Хорошо, предложили вариант лучше. Дальше начали просить его... даром! Уральские... очень удивились. Не менее удивительным было обоснование просьбы: «Мы же братья, и вообще, у нас союзное государство...» Призадумались уральские крепко, сказали, что помогут чем смогут, выбьют налоговые льготы и т.д., когда центр начнет работать, в итоге земля будет стоить ощутимо дешевле, чем для конкурентов. А дальше... внимание... белорусы начали клянчить деньги на строительство самого логистического центра!»

Белорусская фирменная торговля в России строится в основном на стоковом безбрендовом принципе и голой ценовой конкуренции: «Белорусская обувь», «Белорусская косметика», «Белорусский трикотаж». Но в последние два-три года, проиграв войну за качество и престиж, наши предприятия не выдерживают и ценовых баталий. В итоге в ассортименте белорусских фирменных магазинов Москвы все больше импорта, с которым белорусы никак не могут совладать в Минске.

Следующий этап - столкновение с российскими розничными сетями, начавшееся в 2006-07гг. Сети требуют от поставщика платы за место на прилавках, а также минимального рекламного сопровождения. Ежегодная мзда, как поведал БелаПАН советник-посланник посольства Беларуси в России Валерий Садохо на открытии в Москве выставки-ярмарки «Сделано в Беларуси» в феврале т.г., может составлять (о ужас!) «до десятков тысяч долларов». Как авторитетно отметил дипломат, «для подавляющего большинства белорусских производителей подобные условия являются неприемлемыми».

На недипломатическом уровне взаимодействие белорусских поставщиков с российскими сетями выглядит примерно так: завитая крашеная блондинка бальзаковского возраста пытается протянуть менеджеру торговой сети в костюме от Brioni цельную курицу. Параллельно она извергает примерно такой речевой поток: «Натуральная, нашая кура, бяз хiмii. Зажарыце - з корачкай будзе, смачна, жыр во-о-сь такi па падбародку пацячэ».

Пресыщенный москвич, отпихиваясь от тушки, объясняет, что у них (да и в Минске-то уже тоже!) курицу разрезают, сортируют, фасуют и лишь потом сбывают. Добрая фея отечественного пищепрома хлопает обильно нагуталиненными ресницами, и белорусская техника эффективных продаж дает очередной сбой, нанося урон и экспорту, и имиджу страны.

ЕХАЛ НА ЯРМАРКУ ЯНКА-КУПЕЦ

В подобных условиях белорусские экспортеры, особенно потребительских товаров, стали все активнее делать ставку на выставки-ярмарки в Москве и регионах, в 90-е дававшие отменный эффект. Еще бы - нередко ярмарки позволяли сэкономить на налогах, аренде площадей и прочих приятных мелочах.

Увы, и тут позитива все меньше. Последний крупный облом случился 17-21 сентября на Псковщине (заметим: не самый богатый регион России). Как сообщил Псковскому агентству информации председатель комитета потребительского рынка и услуг администрации города Евгений Хохлов, первая же ярмарка белорусских товаров в Пскове завершилась провалом. По словам Хохлова, белорусы собирались привезти представителей около 40 предприятий - получилось в 2 раза меньше.

Кроме того, «гости из Беларуси не уложились в оговоренные заранее сроки и поэтому утром 17 сентября, когда ярмарка уже должна была открыться, они раскладывали свой товар и никак не могли определиться с ценами». Почему? Чиновник уверен: белорусы вздули цены до привычного московского уровня и отпугнули покупателя.

«Они, конечно, пытались узнать у меня заранее, что у нас в Пскове почем, но я не стал диктовать им псковские цены, потому что прекрасно осведомлен о том, что у них, в Беларуси, все гораздо дешевле», - признался Хохлов.

Отечественные коробейники успели нажаловаться местным СМИ «на то, что псковские чиновники были не настолько радушны, насколько им хотелось бы»: не встретили на таможне. Хотя псковичи выделили нашим землякам запрошенные ими торговые площади (бесплатно) и даже забронировали гостиничные номера (бесплатно).

Может, это только на Псковщине так негостеприимны к гостям из «центра Европы»? Да нет, количество негативных отзывов о белорусских ярмарках в России нарастает.

«Я ходил по торговым рядам и не верил своим глазам: неужели это можно производить сегодня? Ярмарка белорусских товаров возле московской станции метро «Сходненская» больше напоминала декорации ко второй серии «Парка советского периода», чем торжество достижений легпрома Беларуси», - признается корреспондент «Московского комсомольца».

«Выйдя из метро «Сокольники», нужно миновать выставку-продажу белорусских товаров - привет из советского прошлого, вдруг материализовавшийся в этом месте в виде металлических чайников в цветочек, зимних пальто и плюшевых обезьян», - пишет «Газета.GZT.RU».

«Народу, желающего посмотреть да прикупить белорусские товары, было, в общем-то, немало. Публика в большинстве своем собралась из малообеспеченной части населения. И в основном… к прилавкам, на которых были выложены в великом множестве белорусские колбасы, стояли баночки со сметаной и с горкой наполненные дегустационными ломтиками сыра тарелки, пришли жители близлежащих домов», - делится впечатлениями Deutsche Welle.

Трудно предположить, что все эти отзывы оплачены российскими конкурентами. Впору бить тревогу: ресурс халявы на российском рынке для белорусов заканчивается. Потеряв этот рынок, мы автоматически не приобретем европейский: покорение Европы потребует десятилетий и миллиардных инвестиций.

Посему нужно учиться вести бизнес - производить, торговать, транспортировать и продвигать товар, а не клянчить и сачковать. Заниматься наращиванием экспорта, а не урезанием импорта. Иначе микроэкономика голого прилавка и пустой кассы одолеет макроэкономику прогнозных показателей и буйно растущего ВВП.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)