«Вопросы коррупции в нашем футболе стоят менее остро, чем вопросы качественного судейства»

На сайте болельщиков «Гомеля» состоялся онлайн с рефери ФИФА Алексеем Кульбаковым — лучшим на сегодня белорусским футбольным арбитром. Приводим самые интересные, на наш взгляд, вопросы и ответы.

— Алексей, расскажите, пожалуйста, какой-нибудь курьезный случай из своей судейской практики (может, кому пас отдали голевой или даже отличились, может, в каком матче)?

— В 2003 году в матче первой лиги, в котором встречались витебский «Локомотив» и «Неман» из Мостов, игрок витебской команды Миша Пацко нарушил правила и я, собравшись показать ему желтую карточку, сделал резкое ускорение, но, поскользнувшись, въехал в него обеими ногами и сбил его. После этого карточку нужно было показывать мне.

— Наверняка судьи слышат, что кричат люди в их адрес с трибун. Так у нас принято болеть за своих. Как вы лично к этому относитесь, задевает это Вас? Как вы считаете, это в какой-то мере мешает молодым людям идти в судьи?

— В матчах более высокого уровня, при наличии достаточного количества зрителей и определенного накала, на это не обращаешь внимания. А вот в матчах чемпионата города, производственных коллективов и прочее, когда вокруг поля с десяток болельщиков, отдельные выкрики всегда неприятны, особенно для молодых судей, только пробующих свои силы.

Это действительно отталкивает от судейства не только молодых ребят, но и бывших футболистов, взявшихся за судейство. Пожелание одно: больше уверенности, завоюйте уважение со стороны игроков на поле, и многие болельщики станут сдержаннее.

— Понятно, что существуют единые правила и трактовки. Но существуют ли различные стили судейства? Мы слышим: британцы дают играть... и т.д. Если существуют, то какие бы Вы выделили?

— Судейский стиль каждой страны всегда близок к уровню футбола и футбольной философии этой страны. Отсюда и игроки, заряженные на борьбу, будут понимать, так называемый «британский» стиль. Но если взять английского судью и дать ему отсудить, к примеру, целый год в Румынии, поверьте, его стиль будет меняться.

— Просветите, пожалуйста, (я думаю всем будет интересно) насчёт организации судейства (структура, управляющие органы, процедуры, назначения, выборы судей) в Европе и Беларуси?

— В Беларуси судейством занимается судейский комитет при АБФФ, именно в его обязанностях — назначение судей на матчи, оценка спорных моментов, градация судей между лигами, подготовка и тестирование арбитров. Также в каждой из областных федераций существуют люди (в большинстве своем — энтузиасты), которые занимаются поиском молодых арбитров их подготовкой и рекомендацией на республиканский уровень.

— С кем из известных судей вы лично знакомы? Как они как люди?

— Приходилось сталкиваться со многими ведущими арбитрами. И всегда общение с ними — это большое удовольствие и определенное испытание. В большинстве своем это яркие личности и очень тонкие психологи, с глазами, которые ничего не упускают даже при рядовом общении.

— Каких качеств не хватает белорусским судьям, чтобы обслуживать матчи чемпионатов Европы и мира?

— Здоровой доли спортивной агрессии и дерзости.

— Как в Беларуси люди становятся футбольными судьями? И, в частности, ваш случай.

— Наиболее частый вопрос, требующий подробного описания. Для меня первоначальное значимое качество — это желание отдельного человека. Итак, если молодой человек (чем раньше, тем лучше), искренне любящий футбол и понимающий его основы, хочет попробовать себя в судействе, то он должен обратиться в федерацию своей области с намерением попробовать себя в судействе.

После элементарного собеседования вас будут привлекать к матчам детских и любительских команд, где и будет происходить обучением судейским основам. Если вы достигаете определенного прогресса и соответствуете необходимым критериям (понимание и применение правил и духа игры, внешний вид, физическая подготовка, психологическая устойчивость), то вас рекомендуют для судейства республиканских соревнований. Вас вызывают на ежегодные предсезонные сборы, где опытные специалисты объективно оценят вас.

Далее все зависит от вас: есть прогресс — есть продвижение вверх по судейской иерархии. Еще раз повторяю, было бы желание и терпение.

— Общепризнано, что судейство тем лучше, чем менее оно заметно. Почему тогда судья-«шоумен» Коллина неоднократно становился лучшим? Какой стиль судейства близок вам?

— Абсолютно не согласен, что лучшее судейство — это незаметное судейство. Судья не должен быть назойливым, спокойно контролировать ситуацию на поле, но если происходит конфликтная ситуация, обязан вмешиваться и принимать зачастую не самые приятные для многих решения.

— Кроме судейства существует ли еще какой-нибудь доход? Какой является основным?

— По окончании университета более шести лет был сотрудником иностранного предприятия, занимающегося производством упаковки. Сейчас делаю первые шаги в бизнесе, чтобы финансово быть абсолютно независимым от футбола.

— Очень бы хотелось задать конкретные вопросы по коррупции в футболе и в судейском корпусе в частности. Но понятно, что на конкретные вопросы публичного ответа не будет. А вообще, что вы можете об этом сказать и как с этим бороться в наших условиях?

— В любой сфере деятельности, требующей принятия решений, на ответственного за это человека будет оказываться различного рода воздействия, путем ублажений либо определенных угроз. Но футбол, в нашем случае, действо публичное и любые попытки необъективного судейства становятся видны всем. Это наказуемо и заканчивается очень плачевно. Могу сказать, что вопросы коррупции в нашем футболе стоят менее остро, чем вопросы качественного судейства.

— У многих сложилось мнение о вашей принципиальности и неподкупности. Тяжело ли быть таковым? Как противостоите давлению и уговорам с разных сторон?

— Многое зависит еще от воспитания и среды общения. Меня воспитали любящие родители, и я никогда не поступлю так, чтобы им было стыдно.

— В современном судейском корпусе присутствуют арбитры из разных стран. Причем, с некой долей условности, сопоставимых по развитию футбола с Беларусью — Дания, Швеция, Словакия и т.д. И обслуживают они все футбольные топ-турниры. Реально ли белорусским судьям достичь этого уровня и что для этого нужно сделать?

— У перечисленных вами стран есть великолепные структуры подготовки и — что очень важно — европейская преемственность судей: из года в год они ревностно следят за присутствием своего арбитра в топ-классе и на смену одному они за десятилетие готовят следующего. У нас же после того, как Вадим Жук завершил карьеру, образовался провал.

— Как происходит отбор на эти соревнования?

— Этим занимается судейский комитет УЕФА, состоящий из великих в прошлом арбитров.

— Ваш кумир среди арбитров?

— Некий синтез из арбитров предыдущего поколения — Фриска, Мерка и Мехуто Гонсалеса.

— Насколько тяжело в физическом плане отсудить матч?

— Если ты достаточно тренирован и подготовлен, то трудозатраты терпимы. Гораздо сложнее ежегодно поддерживать высокую физическую форму.

— Наколькі я ведаю, трэнер каманды «Шахтар» (Салігорск) Юры Вяргейчык быў супраць таго, каб вы ўдалейшым суддзілі гульні гарнякоў. Пра гэта ён казаў раней, ды і перад фіналам апошняга Кубку Беларусі. Вы ня ведаеце, чаму ён так не хоча, каб вы зьяўляліся на полі падчас гульняў салігорцаў?

— Несколько последних лет я допускал ошибки при игре его команды. Его можно понять.

— Упэўнены, што вы глядзелі ўсе гульні чэмпіянату Эўропы-2008 і сачылі за працай арбітраў. Мне здавалася, што ўзровень судзейства ў Эўропе нашмат вышэйшы, чым у астатнім сьвеце. Але пасьля апошняга чэмпіянату, я ўжо сумняваюся ў гэтым, бо колькасьць памылак — у тым ліку сур'ёзных — значна павялічылася ў параўнаньні з чэмпіянатамі мінулымі (у тым ліку чэмпіянатамі сьвету, калі гульні абслугоўвалі эўрапейцы).

— Не забывайте, что со спортивной точки зрения чемпионат Европы более сложный турнир, класс команд более ровный. Ну и нужно согласиться, что уровень арбитров с других материков (особенно Южная Америка) стремительно растет.

— Ці не лічыце вы, што лепш было б дазволіць на вялікіх спаборніцтвах арбітрам у выключных абставінах зьвяртацца да тэхнічных дапаможнікаў — такіх як відэапаўтор, ці ўжываць якія-небудзь іншыя прыстасаваньні? Бо згадзіцеся, калі каманда рыхтуецца да галоўнай гульні 4 гады (а для некаторых ігракоў гульня такая можа быць адзінай у кар'еры футбаліста), а потым прайграе з-за памылкі рэферы ці лайнсмэна, гэта нейк зусім ня fair play?

— Работа в этом направление ведется. Применение «умного» мяча не вышло. Однако в настоящий момент проводится эксперимент — дополнительный арбитр в каждой из штрафной. Делается это для того, чтобы более четко контролировать происходящее.

— Ну і не магу спытаць пра падзеі са Шмолікам. Ці размаўлялі вы з ім пасьля гэтага? Можа ведаеце, што ж насамрэч адбылося зь ім? І растлумачце мне, калі разумееце, як у такім стане можна было суддзіць гульню да самага канца? Ці ён з сабою пляшку ў поле ўзяў?

— Мы потеряли сильнейшего арбитра за последние годы. Как любая талантливая личность Сергей — очень неординарный человек. Возможно, причиной такого поступка стала определенная потеря профессиональной мотивации: международная карьера заканчивалась, а чемпионат страны стал менее интересен. В любом случае, закончил своеобразно…

— Чувствуете ли после ухода из судейства Шмолика какой-либо дискомфорт? Всё же на протяжении последних лет он был вашим главным конкурентом в праве называться лучшим арбитром Беларуси.

— Дискомфорт ощущают все — чемпионат потерял крепкого арбитра, который справлялся с самыми сложными играми.

— Отличается ли обслуживание игр внутреннего чемпионата и игр на международной арене? Если да, то чем?

— Мне на международной арене судить немного проще с точки зрения психологии — это разовые встречи с командами, без наслоившихся, зачастую утомительных отношений, сложившихся с командами в национальном чемпионате.

— Кто производит оплату судей в международных играх? На сколка она соизмерима с затрачиваемыми силами?

— Оплату судей в международных играх производит УЕФА. Мне достаточно.

— Расскажите по подробнее как начинали карьеру судьи, какие самые запоминающиеся моменты можете припомнить?

— В 16 лет начал судить детские и любительские соревнования, в 18 меня рекомендовали во вторую лигу, где на протяжении нескольких лет был ассистентом рефери, в 20 лет начал судить чемпионат Беларуси в поле, через четыре года дебютировал в высшей лиге, в 26 стал рефери ФИФА. В своем дебютном матче в высшей лиге едва не опростоволосился. После одного из ударов, мяч, срикошетив от меня, летел в противоположный угол от пойманного на противоходе Романа Астапенко… Крестовина и следующая игра лишь через полтора месяца ;-)

— Есть ли какой либо рейтинг судей у нас в стране? Если есть, то как он формируется?

— Думаю для каждого арбитра, основной рейтинг — это признание коллег, а также количество так называемых «рейтинговых», изначально сложных матчей.

— Были ли ошибки в ваших действиях, которые вы осознавали уже в течение матча, и как это влияло на ваши действия?

— Признавал свои ошибки по окончании матча. Если же судья думает во время игры о своей ошибке — пиши пропало.

— Вам часто звонят после матча или даже до его начала тренеры команд с угрозами или просто напоминают, что судить нужно честно и т.д.?

— Тренеры никогда не звонят мне, но во время игры на бровке выслушивать приходится много новой и интересной информации о себе :-)

— Есть ли в Беларуси судьи, у которых Вам есть чему поучиться?

— Вадим Жук и Юрий Дупанов — образец международной карьеры. Евгений Сережкин — яркий пример бескомпромиссного арбитра.

— Если бы лайнсменов себе в судейскую бригаду выбирали Вы, на ком остановили бы выбор? И насколько это возможно, самостоятельно формировать судейскую бригаду?

— Помимо профессиональных характеристик, для меня немаловажен человеческий фактор. В настоящий момент мои постоянные ассистенты Вячеслав Быков и Станислав Савицкий, думаю, они не оставят меня в сложную минуту. Не важно какой ты: первый, второй, главное — с кем ты.

— Ваш самый памятный международный матч, который приходилось судить?

— Последний матч сборных Швейцарии и Финляндии был очень интересен.

— Судейскую форму на матч выбираете Вы или есть какие строгие предписания? В какого цвета форме Вы чувствуете себя наиболее комфортно?

— Цвет формы арбитра должен быть отличен от цвета форм играющих команд. Я предпочитаю черную форму.

— Приходилось ли вам, на ваш же взгляд, судить «странные матчи»?

— Странными я нахожу матчи высшей лиги при нескольких десятках болельщиков.

— Лучший арбитр в мире, на ваш взгляд?

— Фаворита нет.

— Что в Беларуси нужно сделать для того, чтобы поднять общий уровень судейства?

— Понять, что подготовка арбитров — сложнейший, кропотливый и ежедневный труд.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)