Политика
Руслан Горбачев

Во время теледебатов альтернативные кандидаты вместе громили БТ и Лукашенко (видео)

Большинство альтернативных кандидатов консолидировались во время часовых теледебатов в эфире БТ 4 декабря: вместе осадили ведущих, пошутили над Александром Лукашенко и призвали избирателей выйти на площадь 19 декабря. Глава Беларуси на встречу не явился, Владимир Некляев демонстративно покинул дебаты в самом начале. В целом теледебаты смотрелись намного живее и острее, чем отдельные телеобращения кандидатов.

«Давайце паглядзім, што за гэтай тумбачкай – можа там Лукашэнка хаваецца?»

Ведущими теледебатов предстали печально известные пропагандисты Юрий Прокопов и Андрей Кривошеев – на них, в частности, подавали в суд лидеры БХД Юрий Рымашевский и Георгий Дмитрук: за распространение лживой, по их мнению, информации.

Вначале программы каждому из кандидатов было представлено по полторы минуты. Согласно жеребьевке первым слово взял Андрей Санников.

– Вы, наверное, понимаете, что это очередная ложь БТ. Это не дебаты, – сразу же заявил Санников. – Тем не менее, я пришел, чтобы высказать уважение к вам (телезрителям) и поблагодарить вас за поддержку.

Ярослав Романчук и Алесь Михалевич использовали время, чтобы коротко рассказать о своих предвыборных программах. Дмитрий Усс сказал о том, что избирательная система в Беларуси не работает и предупредил, что страна может из-за нечестных выборов оказаться в изоляции. Виталий Рымашевский говорил о произволе властей и заявил, что в очередной раз готовятся фальсификации.

Виктор Терещенко и Григорий Костусев сфокусировали внимание избирателей на огромном внешнем долге страны и отметили, что теперь каждый белорус должен по 2,5 тысячи долларов.

Последним свои полторы минуты использовал Владимир Некляев.

– Дарагія людзі! Тое, што вы зараз назіраеце, тое, што па замове ўлады арганізавала лакейскае беларускае тэлебачанне, – не ёсць палітычныя дэбаты…, – отметил политик. – Фармат палітычных дэбатаў прадугледжвае ўдзел таго, хто пры ўладзе і таго, хто на гэту ўладу прэтэндуе. А дзе той, хто пры ўладзе?! Той, хто павінен адказваць на нашыя пытанні? Напрыклад, на такія: чаму мы пасварыліся з Расіяй, чаму ў краіне, народ якой працуе, няма і няма грошай – хто іх крадзе? Каму здаваць гэтыя пытанні?! Саннікаву? Дык мы з ім заодно – мы хочам звергнуць гэты рэжым.

В завершение своего выступления Некляев призвал избирателей прийти на площадь 19 декабря и заявил: «Не бачу ў гэтых дэбатах сэнсу, таму іх пакідаю»

Кандидат в президенты покинул студию под аплодисменты Андрея Санникова.

– Что ж, если кандидат считает, что пустая тумбочка изложит его программу не хуже чем он, это его позиция, – попытался сострить Юрий Прокопов.

Андрей Кривошеев решил поддержать коллегу:

– Есть хороший анекдот в тему…

Но договорить ему альтернативные кандидаты не дали.

– Давайце паглядзім, што за гэтай тумбачкай – можа там Лукашэнка хаваецца? – в частности, пошутил Виталий Рымашевский.

В дальнейшем кандидаты в президенты постоянно осаживали ведущих. Когда после Некляева слово предоставили «Михаилу» Статкевичу, тот заявил:

– Я не Міхаіл, а Мікалай, па-першае. Па-дургое, не забірайце наш час. У вас яшчэ будзе магчымасць – кожны вечар размаўляеце.

Политик также подчеркнул, что смысл в теледебатах в том, чтобы сравнить кандидатов с действующим руководителем.

– Чаго баіцца гэты чалавек? Ён што баіца мужчынскай размовы?! У 1994 годзе Кебіч прыйшоў і размаўляў. Ён што толькі з халуямі можа размаўляць?! Гэта абраза ўсяму нашаму народу, які хацеў абіраць, параўноваць, –отметил Николай Статкевич.

«Мне приятно, что вы не нашли ничего, чем меня можно было бы подколоть»

Во второй части теледебатов ведущие задавали кандидатам в президенты свои вопросы. Похоже, политиков пытались спровоцировать на споры между собой. Так, первый вопрос адресовался Григорию Костусеву: ведущие попросили его объяснить, почему он считает нескольких кандидатов в президенты пророссийскими.

– Я без вашай дапамогі ўжо паразмаўляў з гэтымі людзьмі. Я ведаю іх адказы на мае пытанні, – отреагировал кандидат.

Андрей Санников объяснил телезрителям, что «до начала этой лживой передачи» кандидаты договорились игнорировать вопросы «тех людей, которых мы не выбирали и не согласовывали».

Дальнейшие вопросы ведущих старались вызвать сравнение альтернативных кандидатов между собой, но никак не касались отношения политиков к существующему в Беларуси порядку, а тем более отношения к действующей власти. По этой причине вторая часть теледебатов была значительно менее острой. Многие из кандидатов повторяли свои экономические и социальные пункты из предвыборных программ.

Остроту во вторую часть теледебатов внес Николай Статкевич. Не дождавшись, когда к нему подойдет очередь получить вопрос от ведущих, политик сам взял слово. Он обратился к Лукашенко с вопросом «Чего ты боишься?» -- и предложил главе Беларуси провести честные выборы.

Когда Статкевич начал произносить свою речь телекамеры на несколько секунд показали ироничную улыбку Михалевича.

– Не надо ля-ля нам тут про свой крутой рейтинг, – продолжил Статкевич обращение к Лукашенко. – Этот рейтинг у тебя уже давно безнадежно опал.

Из ответов кандидатов на вопросы ведущих запомнились слова Алеся Михалевича. У него поинтересовались, чем его предложение о модернизации отличается от государственной.

– Спасибо за вопрос, – начал Михалевич, чем вызвал смех со стороны других кандидатов. – Мне приятно, что ведущие, когда говорили об экономических пунктах других кандидатов, ничего не сказали про меня. Мне приятно, что вы не нашли ничего, чем меня можно было бы подколоть.

«19 декабря – день большой уборки»

Для заключительного слова во время теледебатов каждому из кандидатов предоставили по 30 секунд.

Андрей Санников, Ярослав Романчук, Виталий Рымашевский и Николай Статкевич призвали избирателей выйти на «площадь» 19 декабря в 20.00.

Алесь Михалевич призвал избирателей не ходить на досрочное голосование. Дмитрий Усс заявил, что добьется изменений в Избирательном кодексе. Виктор Терещенко посоветовал избирателям почитать его программу. Григорий Костусев призвал избирателей помочь кандидатам решить вопрос о предоставлении им дополнительного времени на БТ.

Последним речь произносил Николай Статкевич:

– Земляки, у нас проблема. Один человек, как камень на дороге к нормальной жизни. Его придется убирать. 19 декабря – день большой уборки. Приходите! Я не один раз брал на себя отвественность за судьбу страны, я готов взять на себя отвественность за площадь. А ты верни что украл! Верни нам выборы, а то мы сами придем и их отнимем!

После этих слов Юрий Прокопов поблагодарил всех кандидатов в президенты за выступления и попытался произнести свою заготовленную речь:

– Если позволите, я, как избиратель, поделюсь свои видением…

– Не надо… – прервал его Николай Стакевич и другие кандидаты.

На этом теледебаты завершились.

Выводы

В целом нужно признать, что теледебаты получились значительно ярче и острее, чем отдельные телеобращения кандидатов. Находясь перед телекамерами в группе, политики выглядели увереннее.

Достаточно неожиданно сыграли им на руку провокационные вопросы от ведущих – после них кандидаты переходили в атаку и делали запоминающиеся заявления, тогда как при «умеренных» вопросах, касающихся предвыборных программ говорили монотонно и без эмоций.

С другой стороны вряд ли рядовые избиратели, не знакомые до этого с кандидатами, смогли вынести из этих теледебатов цельное впечатление о ком-либо. 9 политиков на час времени – это слишком. Теледебаты скорее принесли удовольствие протестному электорату. Для сторонников перемен, Рымашевский, Санников и Статкевич смотрелись значительно более выигрышно, чем Романчук, Костусев, Михалевич, Терещенко и Усс.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)