«Во Львове перед акциями мне звонят из полиции и спрашивают: «Сколько сотрудников нужно на вашу охрану?»
Координатор Белорусского кризисного центра во Львове Алексей Францкевич — о том, как помогают соотечественникам, бежавшим от репрессий.
Алексей Францкевич, все фото из личного архива
Алексей просит не называть диаспорой тех, кто вынужден был уехать из Беларуси, чтобы избежать политического преследования.
— Диаспора это те, кто постоянно проживает за пределами родины. Мы во Львове помогаем белорусам, которые приехали сюда на время. Почему эти люди часто нарушают сроки пребывания в Украине? Потому что каждое утро просыпаются в надежде, что что-то изменится в Беларуси, и завтра — вернутся домой.
Алексей приехал во Львов в сентябре прошлого года после того, как узнал, что попал в базы невыездных.
— Год назад во Львове появилось огромное количество беженцев из Беларуси, и я понял, что нужно создать организацию, куда люди могут обратиться за помощью.
Мы помогали эвакуировать людей, консультировали по вопросам подачи документов на польские визы. Для тех, кто не хочет уезжать из Украины, оказываем юридическую и психологическую помощь по запросу.
Белорусский кризисный центр существует за счет самих белорусов, которые вынуждены были уехать из страны и пока остаются во Львове. Большинство наших доноров — айтишники с активной гражданской позицией.
По словам Алексея, представители белорусской диаспоры, переехавшие в Украину в советское время, с центром не общается.
— Белорусская диаспора во Львове была официально зарегистрирована. При поддержке посольства Беларуси в Украине они проводили дни белорусской культуры. Когда я спросил у них, почему они не помогают беженцам из Беларуси, мне ответили: «Мы не занимаемся политикой».
Во Львове было почетное консульство Беларуси. Я подал заявку в органы местного самоуправления на установление на здании этого посольства таблички памяти жертв режима Лукашенко. Табличку установить не успели. После убийства Романа Бондаренко стены консульства разрисовали — о содержании надписей легко догадаться.
После этого офис почетного консульства закрыли — по официальной версии «в связи со складывающейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции». С тех пор офис не возобновил свою работу.
Беженцам из Беларуси Алексей советует переезжать из Украины в Литву или Польшу, потому что там есть государственные программы помощи для белорусских беженцев.
— Это ни в коем случае не камень в огород украинских властей. Восьмой год в стране идет война, здесь своих проблем хватает.
Сотрудничеством с местными властями Алексей доволен:
— Благодаря их поддержке, все белорусские семьи с детьми могут разово получить продовольственную помощь. Белорусам, которые нелегально пересекли границу, поскольку бежали от уголовного преследования на родине, помогают оформить документы.
После гибели в Киеве Виталия Шишова я обратился в городскую Раду с предложением организовать для белорусов переговоры с руководством Национальной полиции. Отреагировали быстро — уже на следующий день мы собрались на круглый стол.
Алексей вспоминает, как бросил клич, чтобы помочь парню, в прошлом политзаключенному:
— У него не было теплой одежды. Он жил с ребятами. По очереди они носили одну куртку на троих. Знаете, кто ко мне обратился в первых рядах с предложением помочь? Советник мэра Львова по военным вопросам. Через полчаса после того, как я разместил объявление в Фейсбуке, позвонил парень и поблагодарил за помощь.
Белорусский кризисный центр не помогает беженцам оплачивать жилье. Исключение — семьи с детьми.
— В таком случае мы собираем деньги. Ни один человек, который к нам обратился, не остался без помощи, — рассказывает собеседник «Салiдарнасцi».
Еще одно направление центра — бесплатные курсы по изучению белорусского и украинского языков. Белорусский язык преподают кандидат филологических наук Алесь Лоска и фигурант дела о «военном перевороте» в Беларуси Виталий Макаренко. Курсы украинского языка ведут местный журналист и сотрудница одного из университетов.
Каждое воскресенье во Львове проходят акции солидарности с гражданским обществом Беларуси.
— Накануне акции мне звонят из Нацполиции и спрашивают: «Алексей, сколько сотрудников нужно на вашу охрану?» Я говорю, что у нас всегда все мирно, — улыбается Алексей. — Все это знают в городе, поэтому отношение к нам очень хорошее.
Традиционно акции проводятся около памятника Шевченко. Прошлой зимой после сильного снегопада белорусы пришли на акцию с лопатами и расчистили всю площадь для того, чтобы провести мероприятие.
В этом году, когда мы проводили марш по случаю Дня белорусской воинской славы, весь город был перекрыт. Никто из львовян по этому поводу не возмущался. Когда проходят наши акции, украинцы желают победы белорусскому народу.
Читайте также
Алексей отмечает, что потоки беженцев не останавливаются:
— Каждые выходные во Львов приезжают из Беларуси 5-10 автобусов на туры выходного дня. Водитель автобуса рассказал, что из каждой поездки человек пять не возвращаются в Беларусь. Уезжают врачи, айтишники, студенты, специалисты в разных сферах. Кто заменит их в Беларуси?
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное