Комментарии
Александр Старикевич

Василь Быков спонсировал книгу Светланы Алексиевич

Газетные архивы хранят много вещей, малоизвестных и забытых. Сегодня есть повод вспомнить об одной из них.

Литератор и культуролог Юлия Чернявская в своем замечательном тексте, посвященном Светлане Алексиевич, упоминает о мифах, существующих в отношении автора «Цинковых мальчиков», «Чернобыльской молитвы», «Времени секонд-хэнд» и других книг. Некоторым нашим людям Нобелевский комитет, разумеется, не указ. Они продолжают твердить, что Алексиевич, мол, и не писательница, и не белорусская…

Это, кстати, нормально: куда печальнее, если существует одно на всех, единственно правильное мнение. Но всё же хочется прокомментировать – нет, не откровенные глупости, а, к примеру, тезис о том, что Василь Быков больше заслуживал Нобелевскую премию…

С моей точки зрения, сейчас уже бессмысленно рассуждать в категориях «больше-меньше». Василь Быков, безусловно, заслуживал Нобелевскую премию. Но, увы, не получил её и уже не получит.

Противопоставление «Быков-Алексиевич» носит искусственный, надуманный характер. Она до сих пор называет его своим учителем. А Василь Быков при жизни помогал Светлане Алексиевич, и у него не возникало вопросов, является ли она вообще писательницей и белорусской ли.

В 2004 году тогда еще выходившая в печатном виде «Салідарнасць» раскопала малоизвестные факты об отношениях двух гениев белорусской литературы. Позволю себе процитировать статью Сергея Шапрана и Марины Загорской:

«Именно Василь Быков был тем человеком, который дал Светлане Алексиевич деньги, чтобы она могла работать над своей первой книгой «У войны – не женское лицо». Сегодня всемирно известная белорусская писательница признается, что была в те времена совершенно бедным человеком – надо было ездить в командировки, а денег не было даже на то, чтобы купить диктофон и кассеты…

Достаточно большую сумму собрали Василь Быков, Алесь Адамович, Виктор Коваленко, Эдя Огнецвет. «Я, конечно, все вернула, но чуть погодя», – говорит Светлана Алексиевич, для которой такая поддержка стала полной неожиданностью. Ведь Василь Быков никогда не скрывал своих сомнений по поводу того, могут ли создать что-нибудь значительное на тему войны люди, которые не прочувствовали её на собственном опыте…»

Сомневался, но сделал многое, чтобы дать шанс. Очень поучительно. А когда произведение Алексиевич увидело свет, Быков сказал:

– Эта ее книга прозвучала свежо и искренне даже для белорусской литературы, в которой о войне, как известно, написано хорошо и немало её непосредственными участниками.

«А вскоре Василю Быкову вместе с Рыгором Бородулиным и Михасем Тычиной пришлось выдержать настоящий бой, защищая автора «Цинковых мальчиков» от нападок тех, кто считал, что правда о новой, афганской войне, о которой народ догадывался только по прибывающим на родину цинковым гробам, вредна для общества. На первый залп, прозвучавший со страниц журнала ЦК КПБ «Политический собеседник», Быков ответил публикациями в «ЛіМе» и «Литературной газете»…»

Классики преподали нам урок солидарности. Увы, слишком многими забытый. Именно поэтому мы имеем сейчас то, что имеем.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2(1)