В российском Совбезе напряглись из-за Кастуся Калиновского
Почему Москва и Минск так стремятся забыть неудобных исторических персонажей.
В России вновь обвинили «коллективный Запад» в попытках вставить палки в колеса Союзного государства. Так, заместитель секретаря Совбеза РФ Алексей Шевцов в интервью «Российской газете» заявил, что из Беларуси хотели «сделать вторую Украину, еще одну анти-Россию». Примером такой идеологической работы Шевцов назвал «раскручивание фигуры Кастуся Калиновского».
– Сегодня его, так же как и Бандеру, стремятся представить борцом за национальное самосознание, а по сути его бандиты развязали террор против местного населения и убили гораздо больше простых беларусских крестьян, чем солдаты царской армии, — поделился альтернативным историческим знанием, возможно, взятым из свежепереписанных учебников, российский деятель.
При этом представитель Совбеза РФ, похоже, не в курсе, что «раскручивание» образа Кастуся Калиновского как борца за свободу Беларуси началось вовсе не теперь и даже не в 2020-м, а в столь любимый режимами Путина и Лукашенко советский период.
Так, фильм «Кастусь Калиновский» вышел на экраны СССР еще в 1928 году. И хоть снимало его «Белгоскино», главные роли исполнили российские актеры, в том числе знаменитые Николай Симонов и Борис Ливанов. Суть и идея картины отражена в финальных репликах героя: «Слышишь, Беларусь! Верю — будет вольная Беларусь трудящихся, рабочих и селян!».
После относительно недолгого забвения в 1930-е Калиновский вновь вернулся в ряды положительных исторических персонажей. В честь него называли партизанские бригады, писали картины и оперы, называли улицы и школы.
Советские историографы активно представляли Калиновского и других лидеров восстания 1863-1864 годов, как «родоначальников революционной демократии, выступавший за совместную борьбу народов Российской империи против социального и национального угнетения».
Кастусь Калиновский, как «красный», приверженец радикальной борьбы с самодержавием и защитник интересов социальных низов, отлично вписывался в коммунистические нарративы. Именно поэтому его представляли неоспоримым и главным героем, предводителем восстания.
Например, в учебнике истории БССР за 1985 год так черным по белому и написано: мол, революционер-демократ, впитавший идеи Чернышевского и Герцена, враг царизма и борец за светлое будущее народа. Даже цитаты Ленина про «шляхетское освободительное движение» и его роль в формировании беларусской идентичности приводятся.
В 1995-м, напомним, в Беларуси даже был учрежден орден Кастуся Калиновского, который задумывался как высшая государственная награда. Однако его так ни разу и не вручили, а спустя почти десять лет упразднили.
Лишь с 2000-х отношение к Калиновскому, особенно со стороны властей, существенно изменилось, стало заметно стремление маргинализировать восстание, приписать калиновцам «польский национализм», а там и до терроризма недалеко.
Показательным в этом смысле стало перезахоронение останков героев восстания в 2019 году — официальный Минск отправил в Вильнюс лишь скромную делегацию.
А уж после 2020-го фигура Калиновского как национального героя стала для обоих режимов не просто неприятной исторической ассоциацией, а безусловной красной тряпкой, символом оппозиции и антироссийских взглядов. До переименования улицы Калиновского в Минске дело еще не дошло, но борьба с давно почившими защитниками беларусской национальной идеи набирает обороты.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное