Скандалы
Катерина Борисевич, фото Николай Суховей, «Комсомольская правда в Белоруссии»

В Минской области есть своя «мисс Марпл»

Скураты - деревенька, совсем не похожая на описанную Агатой Кристи Сент-Мари-Мид. Здесь всего-то 40 хат, все пенсионеры и дачники всегда на виду. Несмотря на то, что деревня в получасе езды от Минска, в ней кажется, что время застыло. Здесь своя размеренная жизнь и свои деревенские проблемы. Из достопримечательностей в Скуратах только одна безымянная улица и кирпичный магазин. В таких декорациях произошла история, похожая на сюжеты знаменитой детективщицы.

- Как такое получилось, я не знаю. Поругались, ну и… - убийца в суде расплакался. - Вину свою признаю, но от дачи показаний отказываюсь.

Исчезновение и зверское убийство жительницы деревни Лужки Смолевичского района Татьяны Вербицкой шокировало всю округу.

Женщину искали с октября 2008 года, когда она таинственно исчезла где-то между двумя деревнями. В Лужках она жила с бывшим супругом (развелись еще 15 лет назад, но после этого родили второго сына и вместе его воспитывали).

В Скуратах жил ее друг Александр Кирильчик. Именно у него на огороде и нашли тело задушенной Татьяны, завернутое в старое пальто. Чтобы скрыть следы преступления, Алик (так соседи называют Кирильчика) накрыл мертвую женщину ботвой картофеля и залил его двумя бочками навозной жижи.

- Никогда его не прощу, - говорит старший сын убитой, 22-летний Николай.

«На рубашке Алика я заметила красное пятно»

Александр Кирильчик в свои 70 лет больше похож на дряхлого старика, чем на зверского убийцу. Однако факты говорят сами за себя: он собственными руками задушил Татьяну Вербицкую, которая в тот день пришла к нему в гости.

- Вся деревня знала, что последний раз мать была у Алика в Скуратах. Она к нему часто ходила, когда выпьет, - честно рассказывает 22-летний сын Татьяны Николай. - Я несколько раз приходил к нему домой, спрашивал, где мама. Но Алик ничего не говорил.

Раскрыть жестокое преступление смогла соседка Кирильчика Зинаида Васильевна Ходасевич. В Скуратах она первый человек на селе: у пенсионерки своя лошадь. Бабушка Зина всегда в курсе последних новостей, сплетен.

От зоркого ока бабушки Зины спрятаться невозможно: она сразу заметила, что с Аликом что-то произошло. Он перестал улыбаться, шутить, стал очень молчаливым.

- Я знаю его 20 лет. Он мне часто помогал по хозяйству - все-таки соседи. Но скрывать ничего не буду и расскажу все как есть. 18 октября я видела, как Алик вместе с Вербицкой копал картошку, - рассказывает Зинаида Васильевна. - А через несколько дней, когда с ним работали в поле, я заметила у него на рубашке красное пятно. Я еще тогда удивилась, откуда оно могло взяться, но ничего не спросила.

Когда в Скуратах стали горячо обсуждать пропажу Вербицкой из соседних Лужков, бабушка Зина припомнила: слишком часто Алик стал выходить к себе во двор и смотреть на огород.

- Я ж бачу, что он стал растерянным. В октябре я на своей лошади проезжала мимо огорода Алика. Заметила этот стожок из ботвы и предложила ему свезти мусор, - показывает нам Зинаида Васильевна тот самый огород, на котором два месяца пролежало тело убитой женщины. - Кирильчик как держал вилы в руке, так их и уронил, и стал кричать на меня: «Тебе это надо?». А после этого он вылил две бочки жижи на этот мусор.

Своей наблюдательностью бабушка Зина очень напоминает героиню детективов Агаты Кристи мисс Марпл. Она с первых дней подозревала Кирильчика в убийстве. Он ведь 33 года просидел в тюрьме: за изнасилование, за попытку изнасилования и нанесение тяжких телесных. А последние 20 лет Алик жил в деревни Скураты, перебивался кое-какой работой в колхозе и беспробудно пил.

Старушка и сама всю жизнь обожает читать детективы и замечает любую мелочь.

- Если Алик шел по деревне и рукава пальто были пышными, значит, он в каждую руку запихнул бутылку чернила по 0,7, - подмечает Зинаида Васильевна. - Я знаю все про каждого, кто живет в Скуратах.

Продал отца за 5 тысяч рублей да стакан чернила

До приезда в деревню Скураты я представляла, что огород, на котором произошло зверское убийство, находится где-то на отшибе. Но земельный участок Кирильчика оказался в двух шагах от центральной улицы. Потасовку Кирильчика и Вербицкой могли видеть жители нескольких домов, чьи окна выходят прямо на огород. Но в этом деле свидетелей не оказалось, и, если бы не принципиальность бабы Зины…

- Представляете, он мне стал рассказывать, что Танька спуталась с цыганами, но их у нас сроду не было! - возмущается Зинаида Васильевна. - Это ж Алик хотел меня, старую, запутать.

Сын убитой женщины Николай тоже подозревал Алика. Правда, это абсолютно не мешало ему вместе с Аликом распивать чернила. Да и заявление в милицию о пропаже матери они написали только в первых числах декабря.

- Когда я все бегал к нему и искал мать, Алик мне сказал: если не успокоюсь, то окажусь там, где и она, - оправдывается Коля. - А потом мне дал 5 тысяч, стакан чернила и предложил все свалить на батьку. Ну, тогда я и рассказал милиционерам, что видел, как батя бил по голове мать и держал в руках лопату.

О своем предательстве Коля рассказывает спокойно, обыденно. Да и отец его оправдывает: мол, мало ли что там произошло.

Но милиция действительно отправилась по ложному следу и стала отрабатывать не деревню Скураты, где жил Алик, а соседнюю - Лужки. Уже потом солдаты с собаками обошли все Скураты, но собаки не могли взять следы, потому что тело было залито навозной жижей.

«Убийцу я увидела во сне»

- Хотите - верьте мне, хотите - нет, но 23 декабря прошлого года мне приснился покойный брат и сказал, чтобы я шла и откопала на огороде Кирильчика Вербицкую, - говорит «частный детектив» баба Зина. - Я взяла вилы и пошла. Ботва уже была примерзлой, и расковырять ее было трудно, даже сломался черенок. Я стала постукивать то тут, то там, а потом наткнулась на пятку. Я когда ее увидела, то мне стало так плохо! Словами не передать.

Зинаида Васильевна побежала вызывать милицию.

- От всего увиденного я была в состоянии шока и целый месяц просидела на лекарствах, - вздыхает старушка. - Это ж надо было ему на старости такое творить! Когда Таньку грузили в катафалку, то я заметила на ней серое пальто. В этом пальто последние несколько лет и зимой и летом ходил Алик, но после 18 октября он его больше не надевал.

Тело Татьяны Вербицкой было обезображено: Алик несколько раз пытался поджечь сырую ботву, а ноги покусали грызуны.

P.S. Александра Кирильчика арестовали 23 декабря 2008 года, а в конце марта Смолевичский суд приговорили его к 9 годам усиленного режима. Никто из родственников убийцы на суд не пришел.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)