Комментарии
Андрей Курейчик, naviny.by

«В администрацию президента обратились с жалобами на фальсификацию конкурса со стороны Министерства культуры»

Дорогой Владимир Петрович, не хотел докучать Вам своими письмами слишком часто. Понимаю, что человек Вы занятой, а Театр Оперы требует постоянного ухода и заботы.

Слава богу, в опере и балете не проводят никаких Олимпиад, так что шанс невыполнить там какой-нибудь идиотский медальный план или быть пойманным на допинге – ничтожен.

Владимир Петрович, пишу с берегов мятежной Грузии, из города Батуми. На пляже «вайфай» (и никто не спрашивает паспорт), а хмельное «саперави» провоцирует на откровения. Несмотря на проигрыш грузин в войне с Россией, Батуми выглядет как смесь итальянской Ривьеры и американского Майями – отели «Рэдиссон», «Шератон», «Кемпинский», сам Дональд Трамп строит здесь очередную башню, чудесный старый город, многокилометровая набережная, и полицейские, которые с радостью нянчаться даже с моими маленькими детьми…

На площади собираются многотысячные митинги оппозиции «кровавому режиму Саакашвили», и их никто не разгоняет. Наоборот, строят сцену с большими экранами, раздают флажки, маечки и снимают оппозиционеров для центральных каналов. Ну что сказать, их демократия и наша различаются как аджарские и менгрельские хачапури. То есть радикально. Это удивительная закономерность, что народы, проигравшие в войнах, живут значительно лучше победителей…

А в это время в Беларуси подвели итоги конкурса Министерства культуры по распределению госудрственных денег на кино. Вы помните, я писал Вам о нем со сдержанным оптимизмом: мол, есть шанс появления в стране класса частных кинопродюсеров, которым на равных условиях будет обеспечен доступ к государственному софинансированию. И снова вы меня посрамили, Владимир Петрович… Любой оптимизм в Беларуси сравним с глупостью, а конкурс обернулся грандиозным скандалом.

Случилось вот что: Минкультуры объявило конкурс, около полусотни соискателей (белорусских компаний и продюсеров) подали свои проекты – сценарии, сметы, финансовые гарантии. В Минкультуры создали комиссию из 12 уважаемых людей, -- прямо суд присяжных --, которая должна была оценить эти проекты. Они честно потратили кучу времени, читая сценарии, делая оценки… После чего их просто собрали и поставили перед фактом, что победу одержали исключительно проекты «Беларусьфильма». Почему? По качану. И все.

Некоторые члены комиссии возмутились, мол, а можно увидеть результаты нашего собственного голосования? Какие кто поставил балы, кому, за что… Все-таки мы и есть жюри… Нет, нельзя. Всем спасибо, все свободны.

Результат: двое членов комиссии – Декан факультета экранных искусств Академии Искусств Иванов и глава студии анимации «Беларусьфильма» Ленкин уже обратились с жалобами в Администрацию Президента на фальсификацию конкурса со стороны Министерства культуры. Свое негативное отношение высказал и самый известный белорусский документалист – режиссер Виктор Аслюк. Скандал мгновенно стал достоянием кинематографической общественности. Пошел ропот…

Вот что пишет в своем письме в Минкультуры и затем в Администрацию Лукашенко тот же Павел Иванов:

«Уважаемый гоподин Министр! Когда-то я один из первых ратовал за конкурс, творческую конкуренцию в отечественном кинематографе. Конкурс состоялся. Хотели как лучше, получилось как всегда. Как член конкурсной комиссии по игровому кино хочу сказать, что не имею никакого отношения к конечному результату конкурса. Последнего, по моему мнению, не было вообще. Решение о конечном списке проектов-победителей было приянто исключительно административно…».

Не знаю как вы, а я такое вижу впервые: чтобы член жюри министерского конкурса открыто, в официальном письме утверждал, что результаты главного государственного конкурса по распределению десятков миллионов долларов бюджетных средств были СФАЛЬСИФИЦИРОВАНЫ, а конкурса как такого не было. Шок.

Хотя нет, Владимир Петрович, не впервые – вспомнил! До этого же было «Евровидение», и там соорганизатором тоже был Минкультуры, правда, вместе с Белтелерадиокомпанией. Казалось бы, обжегся на молоке – дуй на воду… Президент четко сказал, прощается только на первый раз, но…

Остается только восхититься мужеством госпожи Шитиковой – главы депортамента кинематографии Минкультуры. Ну, что такое «Евровидение»? Ну, 100 тысяч долларов, ну, 200 на подготовку артистов, без шансов на победу… Копейки. Шум один. Другое дело – получить обвинения в фальсификации результатов конкурса с лотами в десяток миллионов долларов бюджетных средств. Хотя вроде как ради «своих» старалась, ради «государственных»… Но судьбы у смелых женщин, которые «старались для своих» в Беларуси бывают разные. Бывают как у Ермошиной, а бывают – как у Журавковой да Винниковой…

Впрочем, оправдаться госпоже Шитиковой перед клеветниками элементарно – достаточно опубликовать поименные результаты голосования комиссии за все проекты. Может, и правда, исключительно идеи «Беларусьфильма» обладают уникальными художественными качествами? Ну, вдруг… Зато к проектам других производителей у Минкультуры отношение скептическое. Вот пример глубочайшего твоческого анализа, который прислали одной кинокомпании за подписью той же бесстрашной госпожи Шитиковой:

Прелесть. И после этого Вы будете спрашивать, почему я не подаю свои сценарии на конкурс? Чтобы не получать таких пронзительных и томных писем. Хватит с меня и посланий Вашего достойного преемника - господина Карачевского.

А с другой стороны, посмотрим правде в глаза, когда в Беларуси в последний раз были честные выборы чего бы то ни было? Ну, не в нашей это бытовой культуре. Современная Беларусь и выборы, как честная, открытая конкуренция при соблюдении процедуры, -- просто метафизически несовместимы.

Удручает другое: в Ваши «лихие 90-е» (а это, кажется, времена Вашего максимального могущества, как первого замминистра культуры) никто не позволял себе такого, пригласить извесных, уважаемых людей, потратить кучу их времени и сил, а затем просто вытереть об них ноги, мол, они ничего не решают, а их комиссия нужна для прикрытия давно принятого решения о выделении денег государственному монополисту. Нет, конечно, честных конкурсов тоже не было, но с людьми договаривались, как-то убеждали, торговались, приходили к консенсусу…

Вторая печаль: вроде как все затевалось, чтобы затянуть отечественного частника в кинопроизводство, создать класс своих, белорусских кинопродюсеров, национальных кинопроизводителей, наш рынок продюсерских услуг. А в результате получилось все наоборот: государственный монополит плюс россияне. Вот и весь водевиль.

Ну и третье: по результатам конкурса – не будет у нас национального белорусского кино. Все победители – российский ширпотреб. Первый грант получил сериал для РТР «Мамочки», в котором главную роль играет Вера Полякова, жена недавнего главы президентской Администрации, а ныне -- министра иностранных дел (естественно, эти два факта никак не связаны).

Дальше: «Чего хотят мужчины» - калька на американскую комедию со схожим названием, «Следы Апостолов», «Снайпер 3», -- по российским сценариям, с российскими режиссерами, актерами и творческими кадрами. Ни одного фильма для софинансирования с белорусским языком, о Беларуси и беларусах, с белорусской частной компанией… И это на самом знаковом, первом конкурсе! М-да… Ну, что сказать, я рад, что мы настолько богаты, что сможем еще и дотировать российскую киноиндустрию…

А в это время белорусские талантливые режиссеры умирают. Умер режиссер Саша Колбышев, которому годами не давали снимать на Родине. Я не смог быть на похоронах. Честно, и не хотел. Мне было бы слишком тошно слушать «он был так талантлив, но так мало сделал для своей страны» от людей, которые три года «зарубали» все его проекты на «Беларусьфильме», от чиновников, которые не дали ему снимать, в том числе и на этом конкурсе (Саша был наивным и подал проект тоже). Как не дают снимать Кудиненко. Как не дадут снимать и мне…

Зато если я умру, Владимир Петрович, уж поверьте, все они соберутся на панихиду, может, даже и Вы придете со словами – «Он писал мне письма». И все те, кто всеми силами мешал мне работать тут, будут всплескивать ручонками и причитать: «как же так, такой талантливый мальчик, тридцать пьес написал, десятки сценариев, письма-статейки, светлая голова, а так мало сделал в родной Беларуси…»

И захочется мне выкрикнуть из сырой могилы: «Так из-за вас, мудачьё, и не сделал!» Но я как Саша Колбышев, пожалуй, промолчу…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)