Турарбекова: «Пропаганда тщательно пытается заняться отмыванием образа Путина, который существенно подпортился»
Политолог и историк Роза Турарбекова — о том, почему Лукашенко называет Беларусь «клочком земли», и противостоянии российской и беларусской пропаганды, которое обернется не в пользу правителя.
Во время своей речи в честь Дня Независимости 3 июля, Александр Лукашенко обратился к молодежи. Он призвал ее «беречь этот клочок земли». Это уже не первый раз, когда беларусский правитель называет Беларусь «клочком земли».
Роза Турарбекова считает, что такие высказывания Лукашенко связаны в первую очередь с не очень хорошим образовательном бэкграундом и нацеленностью на Восток.
— Понятное дело, что в сравнении с такими странами как Россия, Казахстан, или даже Украина, а тем более Китай, Беларусь представляется не очень большой страной, — говорит экспертка в эфире «Евр*радио».
Но если ориентация Лукашенко была бы на Европу, ему бы стало понятно, что Беларусь является далеко не маленькой и по территории, и по численности населения, и по ресурсам. Но у него старое советское мышление.
Во время этой же речи Лукашенко обратил внимание на святость Кургана Славы, вспомнил о триумфальной операции «Багратион» и сказал, что «новоявленным нацистам не мешало бы пересмотреть эти кадры на хронике». «Они хотят забыть, но мы с вами не должны это позволить», сказал Лукашенко, не уточняя, кем являются эти «они».
— С точки зрения конфликтологии разделение на «мы» и «они» — конфликтное разделение, что свидетельствует о глубоком конфликтом и стереотипном мышлении, которое Лукашенко воспроизводит как свое собственное и пытается внушить обществу.
Стереотипы, которые строятся на советских представлениях вроде «мы — мир социализма» и «они — капиталисты, Запад». Далее традиция, связанная с самоопределением, продолжилась уже в лукашенковскую эпоху. Теперь уже «мы» — это не мир социализма, может, он подразумевает «славянский мир».
Лукашенко не очень хорошо знает историю Второй мировой войны. Он пытается постоянно использовать эту историю и победу в Великой Отечественной войне, присваивая ее себе и используя ее как политический капитал.
Во-первых, для укрепления этого стереотипа, во-вторых, для подтверждения собственной правоты. К тому же он должен постоянно напоминать, что когда-то дошли до Берлина, очень сильно пострадали, за это должны заплатить. Это то, что называется исторической политикой — когда история используется в политических целях. При этом совершенно неважно, достоверно это или нет.
Также Роза Турарбекова порассуждала над тем, как российский пропагандист Дмитрий Киселев недавно опроверг в эфире слова Лукашенко о его переговорах с Пригожиным. По его словам, это Путин поручил Лукашенко вести переговоры с Пригожиным, а Пригожин «скидывал звонки от Лукашенко». Такая версия событий сильно отличается от той, что ранее озвучивал Лукашенко.
— Началась борьба за лавры победителя или миротворца. Естественно, русские не могут допустить присвоения этих лавр Лукашенко. Тогда получается, что российская политическая элита не способна сама решить свои проблемы. Для этого, оказывается, нужен правитель другой страны, пусть даже братской Беларуси.
Думаю, пока мы не прочитаем мемуары Пригожина, хотя и здесь будут вопросы, мы так и не узнаем всей правды. Если, конечно, никто не записывал эти переговоры. Нам пытаются внушить разные версии того, что произошло, и присваивают позитивные плоды себе. Я думаю, что российская пропаганда сейчас тщательно пытается заняться отмыванием образа Путина, который существенно подпортился.
Что касается Лукашенко, то пропаганда примитивная, у нее есть два пути — восхваления и очернения. По пути восхваления они уже себя исчерпали, а теперь начался путь очернения союзника, где рассказывается о его ничтожности и малой незначительной роли. Через какое-то время, может быть, мы вообще услышим, что участие в переговорах принимал Шойгу.
Российская пропаганда, конечно, пытается сейчас преувеличить значение Путина и преуменьшить значение Лукашенко, потому что в первые дни они были в растерянности.
При этом, считает экспертка, беларусская пропаганда продолжит трубить о значимой роли Лукашенко в остановке пригожинского мятежа.
— Кто платит, тот и музыку заказывает. У них музыку заказывает Лукашенко. Учитывая, насколько сильна российская пропаганда в беларусском обществе, хочу сказать, что разночтения будут очевидные.
И у российской пропаганды гораздо больше возможностей и ресурсов, чтобы рисовать свою картину мира. Это противоречие между беларусской и российской пропагандой несущественное, но это то противоречие, которое будет не в пользу Лукашенко, — заключает Роза Турарбекова.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное