Филин

Алиса Соколова

Слюнькин: «Закрытие границ нанесет меньше вреда польскому правительству и польским гражданам, чем Лукашенко»

Экс-дипломат, аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Павел Слюнькин — в интервью Филину о том, закроет ли Польша границу с Беларусью.

Замминистра иностранных дел Польши Павел Яблонский в эфире «Польского радио» накануне заявил, что сейчас Польша не закрывает границу с Беларусью полностью, однако готова это сделать в любой момент, если того будет требовать национальная безопасность.

Павел Слюнькин

— Сейчас эту цитату активно тиражируют, но польский чиновник не сказал абсолютно ничего нового, — отмечает экс-дипломат Павел Слюнькин. — Это то, что Польша проговаривала на разных уровнях и предупреждала белорусские власти, начиная с момента организации миграционного шантажа.

Тогда тоже звучали предупреждения, что если Лукашенко не остановится, то Польша будет рассматривать разные варианты воздействия, в том числе перекрытие погранпереходов и запрет на транспортировку грузов через границу.

Просто сейчас происходит очередная эскалация напряженности эмоциональная, соответственно, привлекается больше внимания. Фактически любое государство, которое будет опасаться последствий для своей национальной безопасности, будет готово в том числе предпринимать и такие вещи.

На мой взгляд, польская сторона меньше ощущает угрозу для национальной безопасности, а скорее отвечает на те репрессии, которые осуществляются режимом Лукашенко в отношении польского меньшинства в Беларуси.

Нынешнее обострение, ограничение движения белорусских грузовиков на пункте пропуска с Беларусью «Кукурыки — Козловичи» с 21 февраля — это уже ответная реакция на высылку польских дипломатов и введенные белорусским правительством ограничения на въезд грузовиков польских перевозчиков.

Это традиционная спираль эскалации, когда каждая из сторон считает, что она отвечает на действия другой стороны.

Белорусские власти осудили Анджея Почобута и других людей по политическим мотивам, за это были введены ограничения польскими властями, режим Лукашенко ответил на это, поляки снова отвечают.

Не думаю, что польские власти хотят полностью перекрыть возможность для того, чтобы лишить возможности выехать из страны белорусских граждан, которые будут преследоваться властями. Потенциально гуманитарный коридор для тех людей, у которых будут гуманитарные визы, наверное, оставят.

Вопрос в том, позволят ли белорусские власти работать в таком формате. Я вполне себе могу представить, что Лукашенко решит закрыть границу с Польшей, в том числе для граждан, потому что для него экономические вопросы приоритетнее, чем вопросы человеческого измерения, чем возможность физлиц пересекать эту границу.

Честно говоря, пока не думаю, что мы дойдем до того, что границу полностью закроют, но нужно смотреть, каким образом Лукашенко и его правительство ответят на эти ограничения. Если они не будут еще больше повышать ставки, то тогда потенциально можно ожидать, что польская сторона не будет дополнительных ограничений вводить.

Если Лукашенко попытается еще больше поднять эту планку ответных действий, то и польская сторона так будет делать, пока они не придут к финалу, когда не будет уже чего перекрывать, либо захотят остановиться.

Лукашенко на недавнем совещании говорил о том, что типа мы пока отвечаем не сильно, но можем ответить сильней. Сейчас мяч на его стороне, и ему придется либо подтверждать свои угрозы действиями, либо пытаться деэскалировать ситуацию и не отвечать на них слишком жестко, чтобы не вынуждать польскую сторону отвечать.

— Какие шансы на то, что белорусские власти попытаются деэскалировать ситуацию?

— Я думаю, что они сейчас будут оценивать возможности выйти из этой ситуации с минимальными потерями — репутационными и экономическими. Потому что закрытие всех погранпереходов для грузов — это довольно болезненный ход. Он бьет по возможностям транзита, представления Беларуси как территории для транзита грузов из России в Европу и наоборот.

Думаю, сейчас белорусские власти будут анализировать, что реально можно сделать так, чтобы потерять немного в деньгах и чтобы одновременно репутационно это не выглядело так, как будто бы их продавили.

Закрытие границ нанесет меньше вреда польскому правительству и польским гражданам, чем Лукашенко. Полагаю, они этого не сильно опасаются. А для Лукашенко это более неприятные последствия, потому я бы не исключал, что он попытается ограничиться несильными ответными действиями.

Польская сторона ограничила движение белорусских грузовиков на пункте пропуска «Кукурыки — Козловичи», чтобы Беларусь отказалась от своих мер, принятых недавно, о том, что польские грузовики могут въезжать на территорию Беларуси и выезжать только через погранпереходы на польско-белорусской границе, то есть через территорию Литвы, Латвии они не могут этого делать.

Я не могу представить себе ситуацию, в которой Лукашенко из-за этого шага польских властей поддался бы и отменил предыдущее решение. Это можно исключить.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(11)