Общество
Елена ГОРМАШ, ”Труд-7”

Сколько зарабатывают белорусские гастарбайтеры в Скандинавии

Помните, в свое время в глазах рябило от наклеенных на уличных столбах объявлений о работе на нефтяных платформах Норвегии? Обещались 300-400 долларов в день и выше! Правда, для получения пакета необходимых документов необходимо было перечислить на счет фирмы "каких-то 30 долларов". И слали тысячами, получая взамен кипу никчемных бумажек, которые еще больше отдаляли желанную Норвегию.

НОРВЕГИЯ

Опыт скептика
Работник крупного агентства по трудоустройству (г. Осло), бывшая минчанка Инна Йоханссон-Козлова:

— Не покупайтесь на "авторитетные" заявления различных фирм по поводу трудоустройства на нефтяных платформах. Врут они все!

А вообще имейте в виду, что работу без знания норвежского можно получить, только если вы программист или врач. Язык — красивый, но жуткий для изучения. Сама я зарабатываю немного, но на скромную жизнь хватает, и на будущее удается отложить. Что касается одежды — цены высокие, но постоянные распродажи позволяют очень прилично и недорого одеваться. С медициной же здесь отвратительно… Родную районную поликлинику и своих врачей вспоминаю с обожанием.

Единственный плюс здесь в том, что все население говорит по-английски.

Опыт оптимистов
Игорь Радоман, бухгалтер, г. Тронхейм, приехал из Бобруйска:

— Моя зарплата — 3,5 тысячи долларов при умеренных налогах и множестве разных льгот. Если вы работаете и хотите учиться, скажем, по вечерам, как это делал я, то за образование придется платить. Стоит это довольно дорого. Годичные курсы бухгалтеров (три вечера в неделю по 3-4 часа) при Академии Предпринимательства стоят около 60 тысяч крон (9 тысяч долларов). А вообще образование тут бесплатное, хотя студенты должны оплачивать недешевые учебные пособия. Если вы решили учиться, можно взять заем в специальном фонде (банке) на образование, оплату учебных материалов и проживание во время учебы.

Что касается страны, то три летних месяца она потрясает красотой! Но затем — полярная ночь, холод и сухой закон. Правда, все это преодолимо.

Справка "Труда"

Средняя месячная заработная плата в Норвегии — 31 тысяча крон, или 3 782 евро, но с вычетом налогов получается гораздо меньше. Длительность рабочего дня — с 8.00 до 15.00, или с 8.30 до 15.30. По норвежскому законодательству длительность рабочего времени не должна превышать 37 часов в неделю!

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как сообщили "Труду" в Министерстве статистики, для работы на основе подписанных контрактов и трудовых договоров, то есть, официально, через лицензированные фирмы по трудоустройству, в Норвегию и Финляндию за последние два года белорусы …не выезжали вообще. А вот в Швецию на работу выехало в 2006 году 32 гражданина Беларуси, а в 2007-м — 39.

ФИНЛЯНДИЯ

В помощники отсталому ученику

Уроженец Бегомля, что на Витебщине, Алесь Марков ехал в Финляндию наобум. Работу получил почти через год после того, как устроился в Хельсинки. До этого учил язык. И даже сумел получить статус "А" — то есть вид на жительство, что было не так-то просто: для этого нужны веские основания — брак, работа, учеба или кровные связи. Устроился персональным ассистентом в старших классах школы.

— В этой школе, — поясняет Алесь, — учатся дети со специфическим диагнозом, которых у нас принято относить в группу ЗПР (запоздалое психическое развитие) и считать отсталыми. Поэтому назначают ученикам персональных помощников. За 1 час мне платят 9,06 евро.

В месяц Марков зарабатывает 1 030 евро за 25 рабочих часов в неделю.

На родине Марков окончил журфак БГУ. Что значит диплом белорусского вуза за границей?

— Если у тебя нет высшего образования, то на любой работе (даже если ты дворник) из твоей зарплаты автоматически высчитывают 10 процентов. Правда, полученный на Родине диплом надо легализовать — заплатив около 700 евро, официально перевести его со всеми вкладками на финский язык, затем подать его в нужные органы и ждать решения в течение 3 месяцев. Если диплом признают, то надо будет доучиться еще около 20 учебных недель в каком-нибудь вузе Финляндии и тогда уже работать по специальности. Легализованный диплом филологического направления дает право преподавать в финских образовательных учреждениях.

"Никто не поставит даже делать гамбургеры!"

Среди минусов финской жизни Алесь выделяет сложную систему налогообложения и негативное отношение к иностранцам. Кроме того, молодежи там не хотят давать постоянную работу — потом очень сложно уволить. Главным условием для тех белорусов, кто решил работать в Финляндии, Алесь называет легальные документы и знание языка — финского или шведского (там два государственных языка).

— Без знания языка тебя никто не поставит даже делать гамбургеры.

Знание двух языков заметно упрощает жизнь. А если владеешь еще и английским — завидный человек на рынке труда. Но таких полиглотов там мало.

Парень из Бегомля, поработав в стране Суоми, все-таки хочет вернуться к семье, друзьям, белорусской колбасе и отечественным кинотеатрам с театрами, но не хочет возвращаться на белорусский рынок труда.

Кстати

По уровню и продолжительности жизни в списке стран мира Норвегия занимает 1-е место, Швеция — 2-е, Финляндия — 10-е. Беларусь находится на 56-м, между Кубой и Панамой

ШВЕЦИЯ

"Черничные" денежки

Официально занимается трудоустройством белорусов в Швецию у нас всего одна (!) фирма: столичное ООО "Дискавери" отправляет на сезонный сбор лесных ягод с 1 августа по 15 октября. Чернику и бруснику будете собирать "комбайнами" — обычными деревянными гребенками с железными прутьями. Оплата — сдельная, от 1 евро за собранный килограмм. Учитывая, что в Беларуси оптовики у бабушек принимали чернику прошлым летом по 3 500 (в начале сезона) и 6 000 (поздним августом) рублей за кило, заработать на ней летом можно и здесь. А вот продолжить сезон сбора — в Швеции.

— Люди собирают там от 20 до 70 кг черники в день, — уверяет Андрей Рыжкевич, директор "Дискавери".

Правда, как поведала мне сборщица со стажем Любовь Чечикова из деревни Дулебна Кличевского района, одному человеку собрать в Беларуси больше 25 килограммов черники в день более чем проблематично.

Если все-таки исходить из того, что в Швеции можно собрать в день 70 кг лесной ягоды, то, к примеру, за 60 дней можно выручить 4 200 евро; если собирать ежедневно по 20 кг, то за такое же количество времени — 1 200 евро.

При этом нужно иметь собственную машину, чтобы колесить по шведским лесам (к примеру, 60 км от портового города Люлео) в поисках ягод и везти их самостоятельно (!) сдавать. Страховка авто на 2 месяца обойдется вам в 100 евро. К этому прибавьте траты на бензин (полтора доллара за литр). Жить будете в кемпинге, без питания — это еще минус 260 евро за жилье в месяц. Кроме того, виза — около 98 евро, медстраховка — 50 евро и, наконец, оплата услуг фирмы по трудоустройству — 50 евро.

Пользуются ли "ягодные" вояжи популярностью у белорусов, можно ли в шведских лесах остаться один на один со своим "жигуленком"?

— Украинцев туда по 600 человек ездит, — успокаивает Андрей Рыжкевич. — Белорусов счет пока идет на десятки. А заблудился в шведских лесах на моей памяти только один человек. Там же везде хутора, есть у кого спросить…

Если, конечно, вы минимально лопочете по-английски или по-шведски.

Клубничка для Анечки

Совсем недавно были популярны программы для студентов — сельхозработы на шведских фермах. По одной из них минчанка Анна Гавриленко несколько лет назад и отправилась собирать клубнику. За программу и билеты заплатила около полутора тысяч долларов. А работала фактически за… ягоды.

— Из Беларуси со мной там были 6 человек. Мы работали абсолютно легально — у нас была рабочая виза с указанием конкретной фермы. Фермер же платил ерунду — 5 крон (пол-евро) за ящик. Обсчитывал и обвешивал нас не по-божески. На другой ферме, когда я туда притащила такой же ящик ягод, на меня странно посмотрели и заставили разделить его на два, причем за один такой "располовиненный" ящик там заплатили больше…

Жили гастарбайтеры в помещении типа конюшни, за которую фермер драл сумасшедшие деньги. На 200 человек было 2 душевые кабинки. За едой топали пешком в город несколько километров. Какое уж тут такси — только за 3 месяца работы можно было "отбить" программу и визу, елозя пузом по мокрой земле с тяжеленными ящиками.

— Если за 8 часов в день удавалось заработать 380 крон (40 евро), мы были счастливы. Но для этого надо было все 8 часов носиться как угорелому, надрываясь и рискуя получить инфаркт! При этом, на других фермах люди, неторопливо собирая клубнику, зарабатывали по 760-1 000 крон (80-106 евро), а если более усердно, то и 1 250-1 500 крон (132-160 евро), и жили в отличных трейлерах — теплых, с душем и всеми удобствами.

— Я считаю,— говорит Аня, — что те, кто берет деньги у студентов за такие программы, обязаны проверять и контролировать работодателя!

Компетентно

Михаил ЗАЛЕССКИЙ, экономист:

— Устроиться в Скандинавии очень непросто. И даже устроившись там, вы автоматически не попадаете в рай. Один мой знакомый жил и работал в Швеции без регистрации 8 лет. Его жена работала, дочка ходила в школу. Но они вернулись на родину — в Мосты. Репатриировались. Здесь знакомый развернул свой бизнес — выращивает клубничную рассаду, конкурирует даже с поляками. Впрочем, его дочь собирается возвращаться в Швецию — получать там образование…

Дмитрий ПЛАКС, продюсер Белорусской службы на Шведском национальном радио, художник, литератор:

— Устроиться в Швеции легально, на длительный период — практически нереально. Требуется специальное приглашение работодателя, причем последний, насколько мне известно, должен мотивировать это приглашение некой особой квалификацией приглашаемого на работу. При этом работодатель должен гарантировать приемлемый уровень заработной платы (если не ошибаюсь, не менее 13 тысяч крон в месяц на сегодняшний день) и гарантировать нормальные условия проживания.

Есть люди, которые работают тут нелегально. Как правило, на низкооплачиваемой и неквалифицированной работе. К тому же нелегалы не имеют права на социальную и медицинскую помощь. У них нет страховок, права претендовать на пенсию. Короче, лично я не советовал бы людям приезжать работать на таких условиях.

Сколько в Швеции белорусов? Я встречал разные цифры — от 800 до 2 000 человек. Думаю, что вторая более соответствует действительности. Лично знаю около десяти человек, приехавших по приглашению на работу. Сам я свою первую работу получил где-то через полгода после того, как поселился в стране. И это притом, что мне довольно быстро удалось выучить шведский язык.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)