Общество
Дмитрий Кирчук, «Экспресс Новости»

Сколько стоит ребенок в Беларуси

«С удовольствием выношу вашего малыша», «Стану отличной мамочкой вашему ребенку», «Воспользуюсь услугами суррогатной матери», «Рожу вам собственного сына или дочку», «Требуются женщины для донорства яйцеклеток»… Объявления такого содержания давно заполонили интернет, теперь они довольно часто встречаются и в газетах. Что это? Продажа детей, органов, генетического материала или еще чего похуже?

На самом деле услуги суррогатного материнства, получившие «широкое распространение в узких кругах» совсем недавно, с одной стороны, являются единственной и последней надеждой миллионов бесплодных пар, мечтающих стать родителями, а с другой стороны — специфическим средством прокормить уже имеющееся потомство.

Как с горечью высказался врач одной из минских клиник репродуктивной медицины: «Если вы ничего не знаете о суррогатном материнстве — вам очень повезло. Те люди, кому это жизненно необходимо, знают мельчайшие подробности подобных медицинских услуг».

«Экспресс Новости» приоткрывают завесу тайны в области вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и рассказывают о ее коммерческой стороне.

КОМУ ЭТО НАДО И ЗАЧЕМ?

Бесплодных пар в Беларуси (по разным оценкам) около 150.000, или приблизительно 17%.

Ранее такие семьи могли иметь желанного малыша, только усыновив его. Сейчас шанс родить собственного ребенка имеют даже те женщины, которым доктора поставили неутешительный диагноз: непроходимость труб, миома или отсутствие матки, серьезные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано, и т.д.

Если говорить доступным языком, ребенка может выносить другая здоровая женщина, которая в этом случае не будет «генетической» мамой, а лишь предоставит тот «домик» для ребенка, который в течение 9 месяцев будет для него защитой.

Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет более 30%.

ГДЕ И КАК ИЩУТ?

Как правило, при каждом профессиональном центре репродуктивной медицины существуют свои базы данных суррогатных матерей, подходящих по всем показателям и требованиям: приблизительный возраст — от 20 до 40 лет, наличие собственного здорового ребенка, соматическое и психическое здоровье женщины.

Если выбираете кандидатуру, подходящую на роль суррогатной матери для ребенка, самостоятельно, тогда знающие люди посоветуют тщательно взвесить все «за» и «против». Наиболее приемлемый вариант — это близкие люди: сестры, племянницы, хорошие подруги и даже мамы. Как правило, они часто сами вызываются помочь, а порой и отказываются от материальной компенсации.

АФЕРИСТЫ

Люди, найденные по сомнительному объявлению в интернете, нередко оказываются шарлатанами, аферистами, шантажистами и даже наводчиками.

И как итог — абсолютно не ваш ребенок, шантаж родителей разглашением информации или угрозой сообщить ребенку, кто его в действительности выносил. От всего этого не застрахована ни одна семейная пара, желающая завести ребенка с помощью суррогатной матери.

Часто за разными женскими именами скрывается один и тот же аферист-посредник.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ЗАКОН

В числе стран, где бесплодные пары могут стать родителями собственных биологических детей, — Россия, Украина и Беларусь. Институт суррогатного материнства в Беларуси был законодательно закреплен в 2006 году, когда в ст. 53 Кодекса о браке и семье были внесены соответствующие изменения и дополнения.

С другой стороны, ни биологические родители, ни их будущие дети никак не защищены. Например, законом не регламентируется отпуск по уходу за ребенком, рожденным от суррогатной матери.

Да и вопросы, связанные скорее с этической стороной, никак не оговариваются. Юристы советуют подобные «белые страницы» обсуждать тщательно и заранее закреплять в контракте, заключаемом между биологическими родителями и женщинами-«инкубаторами», где были бы даны гарантии исполнения обязательств всех сторон в случае возникновения непредвиденных и спорных ситуаций и учитывалась штрафная политика в случае недобросовестного исполнения принятых сторонами обязательств.

Однозначным минусом действующего белорусского законодательства является то, что суррогатная мать не обязана давать свое согласие на запись биологических родителей в качестве родителей выношенного ею ребенка и, в принципе, может оставить его себе.

А НАШИ ЛИ НАШИ ДЕТИ?

По официальным данным, с помощью суррогатных матерей родилось свыше 220 тысяч детей, из них в Беларуси — более 500. При этом медики признают, что реальные цифры по нашей стране в 4-5 раз выше. Большой популярностью пользуются донорские яйцеклетки белорусок.

Не стоит обольщаться, что западноевропейцы без ума от красоты славянок — просто в нашем государстве узаконена эта процедура, да и стоимость материала в Беларуси в несколько раз дешевле, чем в других странах. Например, если одну «порцию» яйцеклеток (10-12 штук) у женщины-донора покупают за 300 долларов, то пациент платит за донорские ооциты около 1,5 тысячи долларов, а за рубежом цена колеблется уже от 4 до 5 тысяч «зеленых».

Некоторые клиники организуют своего рода туризм «все включено»: от перелета и такси до гостиницы. Самое главное — такие клиники дешевле, чем их западные аналоги. Услуги, которые они предоставляют — от суррогатного материнства до яйцеклеток, — полностью законны.

ДИАЛОГ С СУРРОГАТНОЙ МАТЕРЬЮ

Корреспондент «ЭН» под видом главы семейства, нуждающегося в помощи суррогатной матери для своей супруги, набрал один из телефонов, размещенных в интернет-объявлении:

— Здравствуйте, Алена, я прочитал ваше объявление, расскажите для начала о себе и ваших условиях.

— Мне 27 лет, воспитываю двоих детей. Полностью здорова, есть все справки, единственное — нет прививок от кори и краснухи. Мои условия: 20 тысяч долларов после рождения ребенка, 300 долларов ежемесячно во время беременности.

— Дело в том, что мне нужно, чтобы вы заново прошли все обследования. Согласитесь ли вы на переезд в Минск на все это время?

— У меня есть все бумаги… Но если вам так хочется, то почему бы и нет? Конечно, первые месяцы беременности я бы предпочла побыть дома, а потом — пожалуйста.

— Скажите, я могу быть уверен, что у нас не будет проблем во время передачи моего ребенка, вы психологически к этому готовы?

— Вы не переживайте, я психически уравновешенная, отдам вам ребенка сразу же и без проблем. Я ведь понимаю, что он не мой.

— Простите за прямоту, но мне важно это знать: вы делаете это только ради денег?

— Конечно, не скрою, что деньги мне необходимы. С мужем я в разводе, живем с мамой, хотелось бы улучшить жилищные условия. Но я ощущаю, что своим поступком сделаю счастливыми тех людей, которые отчаялись стать родителями…

ПРЕЙСКУРАНТ ЦЕН:

1.000 USD — предоставление кандидатуры суррогатной матери из базы данных центра суррогатного материнства.

2.500 USD — юридическое сопровождение программы до заключения договора между суррогатной матерью и генетическими родителями.

6.000 USD — компенсация суррогатной маме за весь срок.

1.000 USD — компенсация суррогатной маме, если родится более одного ребенка.

2.160 USD — содержание на 9 месяцев беременности.

3.700 USD — медицинское наблюдение во время беременности.

6.200 USD — одна попытка процедуры.

500 USD — медицинское страхование суррогатной мамы.

3.000 USD — оформление документов на ребенка.

600 USD — стоимость компенсации донора.

700 USD — предоставление кандидатуры донора яйцеклетки.

500 USD — стоимость контроля и сопровождение программы.

КОММЕНТАРИЙ

Эльвира Рускова, кандидат медицинских наук:

— Дело в том, что программа очень сложная, и не каждая женщина решится выносить чужого ребенка, родить его и потом отдать. Поэтому у нас их так мало. Да и соглашаются белорусские женщины, к сожалению, только из-за материальных проблем. В этом, кстати, одна из сложностей программы.

В моей практике был случай, когда супруги и забеременевшая уже суррогатная мама чуть не прервали отношения именно из-за непонимания того, что материальная сторона — не единственная составляющая в их взаимоотношениях. Суррогатная мама решила, что делает большое одолжение, вынашивая этим людям ребенка, а потому может требовать увеличения денежной компенсации. А пара считала: «Мы платим, значит, имеем право требовать». И относилась к женщине как к инкубатору для вынашивания младенца.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)