Экономика
Елена Якжик

«Ситуацию можно охарактеризовать двумя словами: ничего хорошего»

Экономический обозреватель Ирина Крылович прокомментировала «Салідарнасці» предложение Нацбанка коммерческим банкам не продавать валюту через обменники, а также предположила, чего ожидать от предстояшего расширенного совещания Национального банка с участием Александра Лукашенко и правительства.

– В текущем моменте рекомендация Нацбанка коммерческим банкам не продавать валюту через обменники выглядит как борьба с криминализацией очередей в крупных торговых центрах и на рынках. Известно, что сейчас самые большие очереди при обменных пунктах, особенно в таких гипермаркетах, как «Корона», «Биггс», «Простор»… Они достигают 400 человек. Более того, недавно появилась информация, что приходят какие-то люди и пытаются захватить эти очереди.

Очевидно, что ситуация с покупкой валюты в обменных пунктах все больше криминализируется. Так что, возможно, это один из способов Нацбанка как-то урегулировать ситуацию, не доводить ее до столкновений возле обменников.

В целом, конечно, данное решение говорит о том, что Национальный банк не собирается в ближайшее время предпринимать какие-то меры по расширению возможности по покупке валюты населением. Своими постановлениями он все больше и больше стремится к введению де-факто распределительного принципа покупки валюты – по специальным документам на так называемые социальные нужды.

Но в таком случае необходимо нужно и де-юре перейти к этому механизму, а значит, принимать соответствующий документ. И это должен быть не внутренний документ «Беларусбанка», а указ президента или совместное постановление Совмина и Нацбанка.

В нем должно быть четко прописано: кто, на каком основании, в каком количестве и в какие сроки может приобрести валюту. На сегодняшний день эта схема непрозрачная. И гражданин, подавая документы на социально-значимые нужды, даже не представляет, на что он имеет право.

К примеру, если возникла необходимость поездки на похороны за пределы Беларуси? Тебе оплатят билет? Или можно рассчитывать на еще какую-то сумму для проживания, покупки венков, помощи родственникам?! То есть никто не знает, сколько может «просить». Необходимо тратить дополнительное время, чтобы это узнать, к тому же никто ведь сегодня не знает, в одинаковой ли ситуации находятся сегодня валютные просители, или «по знакомству» можно и сумму получить побольше и вопрос решится побыстрее.

Поэтому, раз уж государство пошло по этому пути, необходимо принимать соответствующий документ, чтобы каждый человек, испытывающий социально-значимую, по мнению государства, нужду в валюте находился в равных условиях с другим таким же и мог контролировать действия банков.

Стоит отметить, что такую ситуацию даже сложно припомнить в новейшей истории Беларуси. Были ограничения на покупку валюты по сумме, необходимо было покупать ее по паспорту и т. д. Но чтобы валюту вообще невозможно было купить, например, чтобы отдать долг соседу в 100 долларов – такого не было даже в 90-тых.

– К чему приведет данное ограничение?

– Ситуацию можно охарактеризовать двумя словами: ничего хорошего. Любые ограничения приведут к тому, что на черном рынке курс будет только расти. Этот рынок еще более уйдет в тень.

Таким образом Нацбанк еще шире раздвигает «курсовые ножницы»; не предпринимает никаких шагов по сближению официального курса и курса черного рынка, не говоря уже о том, чтобы сделать рынок покупки наличной валюты прозрачным.

– Могут ли быть приняты какие-то знаковые решения на предстоящем расширенном совещании Нацбанка с участием правительства и Александра Лукашенко?

– Конечно, хотелось бы, чтобы были приняты серьезные решения. Правда, большинство экспертов от этого совещания ничего конструктивного не ждет. Главное, чтобы не ограничили снятие валютных вкладов населения или не предприняли еще какие-то радикальные меры в отношении, прежде всего, граждан.

Что касается еще одной девальвации, которой все ждут, – то, конечно, этого исключить нельзя. Но, считаю, на сегодняшний день каких-то предпосылок, чтобы еще одна девальвация привела к улучшению ситуации, – нет. То есть ограничения на различных сегментах рынка все равно придется сохранить, а значит выйти таким образом на единый курс не удастся.

Поэтому, к сожалению, не думаю, что предстоящее совещание сможет как-то серьезно сдвинуть ситуацию в стране в лучшую сторону. Возможно, будут какие-то тактические шаги, которые повлияют на ситуацию в краткосрочной перспективе. Но я не вижу сегодня ни желания правительства и Нацбанка выходить на серьезные макроэкономические решения, ни возможностей, потому что денег для проведения интервенции для удержания курса на разумном уровне по-прежнему нет.

Отпустить курс, устанавливать его на основе спроса-предложения, – означает, что отложенный спрос, который по оценкам ряда экспертов составляет порядка 2 млрд долларов, тут же приведет к повышению курса. А еще одна девальвация негативно скажется на уровне доходов населения и снова разгонит инфляцию. Поэтому это очень сложное решение. И с политической, и с экономической точки зрения.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)