Общество
Михаил Михайлов, фото Елены Валькович, Аркадия Булвы, ”Комсомольская правда в Белоруссии”

Шнур отказался защищать Могилёв

…Два часа дня. Колхозное поле неподалеку от деревни Юзефово, что в полусотне километров от Минска в Смолевичском районе. Солнце палит немилосердно, а единственная тень - под тентом, где расположился командный пункт съемок первого отечественного блокбастера «Днепровский рубеж».

Здесь режиссер-постановщик Денис Скворцов (зрителям знаком по фильму «Щит Отечества»), его помощники. Прошло уже несколько репетиций сцены налета немецкой авиации на позиции советских солдат. Неподалеку несколько сотен горожан, в основном женщины, старики и дети, лопатами копают противотанковый ров (ров на самом деле вырыл экскаватор, а участники массовки берутся за лопаты только в моменты репетиций и съемки. - Прим. авт.). Рядом на проселочной дороге три грузовика - знаменитые «полуторки» - с полусотней вооруженных бойцов в полной экипировке.

- Лера! - режиссер вызывает по рации своего ассистента. - Пиротехники тебе говорят, когда взрыв, а ты кричишь массовке.

- Сейчас будет еще одна репетиция. Готовимся к съемке уже полдня, - на ходу поясняет нам ассистент Лера Войнич.

- Кто эти мужики, что на заднем плане влезли в кадр? Убрать их, - летит ей вслед очередная команда режиссера. Убрав мужиков, Лера уже спешит к массовке.

- Еще раз напоминаю: спрятать все украшения, солцезащитные очки и бутылки из-под кока-колы. Ну не было в 1941 году у жителей Могилева золота на шее и кока-колы не было тогда. Последняя репетиция.

- Все готово? - торопит режиссер.

- Да.

- Тогда начали! Внимание! Все копают! Камера! Копаем! Копаем! Камера иде-е-ет!

- Первый взрыв пошел! Второй взрыв! Третий! Четвертый! Пятый! - голос ассистента Леры, даже усиленный мегафоном, тонет в криках сотен людей, бабьем визге.

- Камера на стреляющих! Динамичнее! - командует оператору режиссер. И тут же:

- Так! И чего мы ждем?! Почему бойцы из машин не выпрыгивают? Сколько можно репетировать?!

- Так они же взрывов ждут, - защищает несообразительных солдат ассистент.

- Какие могут быть взрывы на репетиции?!

- Хорошо! Давай я им буду кричать «Ма-ши-на!», чтобы они прыгали.

О чём фильм

В основу сюжета легло реальное событие - героическая оборона Могилева в августе 1941 года. Могилев стал той же Брестской крепостью, только огромных масштабов. На помощь защитникам города вышли буквально все его жители: копали траншеи, противотанковые рвы... Наступление фашистов удалось задержать на 23 дня.

Война обрывает жизни, судьбы героев переплетаются неожиданными встречами и трагическими расставаниями. Медсестра Зоя Синцова встречает в окруженном немцами городе свою первую любовь - командира дивизии, защищающей город…

30 лет в эпизодах

- У нас кого только нет: и студенты, и доктора наук, и даже дипломаты… - рассказывает бригадир массовки Виталий. - А что? Работа хоть и пыльная, но не очень тяжелая. Провел целый день на свежем воздухе - получи около 30 тысяч рублей. Пенсионеры на киностудии чуть ли в очереди стоят. Есть у нас и настоящие профессионалы массовки.

Вот, например, Валерий Чернышевский. Он настоящая легенда «Беларусьфильма» Первый раз в объектив кинокамеры попал в пять лет, а сегодня ему 69. Случилось это аж в 1944 году - военный корреспондент снимал сюжет для хроники. В массовых сценах участвует более тридцати лет. В его послужном списке около 50 картин. Работал у многих знаменитых режиссеров: у Четверикова в «Пламени», у Элема Климова в «Иди и смотри»…

Нашу беседу прерывает усиленная мегафоном команда:

- Все по местам! Сейчас будем снимать! Все лишние ушли с площадки!

На несколько минут над полем устанавливается непривычная тишина.

- Начали!

Съемка. Гремят взрывы. Летят комья черной земли. Бегут и визжат женщины. Падают. Бросают на ходу лопаты. А вот и мой давешний знакомый. По-стариковски суетится. Хватает валяющуюся на земле бочку, бросает ее и поднимает лопату, бросает и ее и на полусогнутых бежит в укрытие, тихо, но выразительно матеря «проклятую немчуру». Словом, вошел в образ…

Только цифры

1000 человек массовки в общей сложности

4 главные роли.

40 персонажей второго плана.

750 единиц оружия: винтовок, пулеметов, пистолетов.

500 комплектов советской и немецкой формы пошиты специально для фильма.

3 немецких танка: 1 точная копия (сделана на базе советской БМП) и 2 бутафорских (сделаны на «Беларусьфильме»).

3 советских танка: один - с Буничского поля, реставрированный участник войны, два арендованы на «Мосфильме».

10 старинных автомобилей: грузовики и легковушки времен войны. Частично имущество киностудии, частично - с «Линии Сталина».

10 старинных мотоциклов. Взяты в аренду у частных лиц.

В ролях

На главную роль комдива Алексея пробовалось шесть актеров - как белорусские, так и российские. Хотели попробовать на эту роль лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова, даже приглашение ему направили. Но он отказался, сославшись на плотный рабочий график.

В итоге худсовет утвердил на роль белорусского актера Игоря Сигова. Его возлюбленную - медсестру Зою - сыграет молодая российская актриса Ксения Князева, полковника Шадрина - Виктор Молчан, политрука Жигунова - Анатолий Кот.

В фильме также снимаются белорусские актеры Анна Горшкова, Александр Кашперов, Павел Харланчук. Досталась роль и известному режиссеру Ивану Павлову (недавно на экраны вышел его фильм «На спине у черного кота»).

Точность в деталях

Когда выяснилось, что на студии не хватает обмундирования для такой большой массовки, заказали швейным предприятиям. Специально выбирали ткань, точно соответствующую той, что использовалась для пошива военной одежды перед войной. Знаки различия, награды - все настоящее: от «шпал» и «кубарей» в петлицах командиров Красной Армии, до фашистских крестов и свастик.

Помогают киношникам несколько консультантов. Вот такая, например, деталь. На знаменитых грузовиках-«полуторках» во многих фильмах о войне можно увидеть крылья над передними колесами угловатой грубой формы. На полуторках в фильме они скругленные. Только такими они и были в начале войны. Это уже потом, когда к станкам на заводах встали женщины и подростки, появились грубо, под углом сваренные крылья.

Фильм будут снимать там, где есть старые улочки и кварталы: в Минске, Бресте, Гродно, Быхове и Бобруйске. Найти старые улочки было непросто - в Беларуси почти не осталось городов, сохранивших довоенный облик.

Картина будет готова к 24 апреля 2009 года. Премьера, скорее всего, будет приурочена ко Дню Победы.

Автор сценария Алексей Дударев: «О войне нельзя хохмить»

- Сценарий писал на основе своей пьесы «Ты помнишь, Алёша…». Спустя почти семьдесят лет мы не знаем всей правды о страшных днях Великой Отечественной. Ведь очень многое умалчивалось. Спросите рядового человека, что он знает о тех событиях, которые происходили на территории Беларуси в годы войны, и назовут оборону Брестской крепости и операцию «Багратион».

А ведь под Могилевом, и это не только мое мнение, была одержана самая первая победа Красной Армии над вермахтом. Вы только подумайте: отступающим частям Красной Армии удалось остановить сытого, хорошо обученного, опытного, не знавшего поражений и потому наглого врага. И не просто остановить, но и нанести ему серьезный урон. Под Могилевом фашисты потеряли около 15 тысяч живой силы и около 200 танков.

Убежден: оборона Могилева - составляющая часть разгрома немцев под Москвой и всех последующих побед. Тогда, в августе 41-го, защитники города заставили гитлеровцев впервые усомниться в своей непобедимости.

- Есть ли у главного героя - комдива Алексея - реальный прототип?

- За Могилев сражались бойцы двух дивизий и одного корпуса. А перед войной немало талантливых командиров, как и он, оказались в сталинских лагерях. Вспомните хотя бы того же Рокоссовского. А когда стало жарко, их выпустили, и они честно служили Родине - не партии, не Сталину, а своей Родине.

Выделять кого-то одного, по-моему, несправедливо. Поэтому образ главного героя - собирательный. Я даже не стал придумывать ему фамилию.

- В одном из своих интервью вы сказали: «Чонкины уйдут, Теркины - останутся»…

- Я абсолютно убежден, что к войне, репрессиям, голодомору, холокосту не должно быть облегченного отношения, о них нельзя хохмить, нельзя говорить с иронией, сарказмом. О них нельзя рассказывать небылицы. В «Теркине» Твардовского есть и боль, и слезы, и смех, но главное - есть правда. Потому, считаю, что о войне писать нужно так, чтобы в памяти людской оставался Теркин, а не придурковатый Чонкин.

Бюджет фильма

По словам директора картины Павла Бондара, на «Днепровский рубеж» планируется израсходовать сумму немного большую, чем на создание фильма «В августе 44-го». Информация же о затратах на фильм «В августе 44-го» противоречива. Называются суммы от двух до пяти миллионов долларов. Но фильм снимали 6 лет назад. Стало быть, бюджет «Днепровского рубежа» - это миллиона три или миллионов пять, а может, и все три или все шесть.

Финансируется самый масштабный белорусский кинопроект из республиканского бюджета и резервного фонда президента Республики Беларусь. И почему из бюджета делают тайну, непонятно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)