Профсоюзы
Роман Ерошеня

«Шахтеры — самая активная прослойка общества»

На предстоящей Отчетно-выборной конференции будет избран новый председатель Независимого профсоюза горняков. А пока «Салiдарнасць» вместе с Николаем Новиком, долгие годы руководившим НПГ, подводит итоги деятельности профсоюза за этот период.

— Что побудило Вас как простого шахтёра выступить ПРОТИВ в конце 80-х. И против чего?

— Вопрос исторический. В те годы сложилась такая ситуация, что заработная плата шахтёра находилась на 6-м месте в шахтёрском регионе. Колхозники получали больше заработок, чем шахтёры в забое.

Зарплата шахтера составляла тогда от 300 до 400 рублей, пенсия — 132 рубля. Заморозилось жилищное строительство, ухудшилась охрана труда. Естественно, это вызывало море недовольств. На этой волне шахтёры и поднялись на защиту своих интересов.

Нужно признать, что подтолкнули нас действия горняков Кузбасса, шахтёров Украины и Казахстана. А в Беларуси, несмотря на существующие проблемы, были тишина и спокойствие. И в 1991 году нарыв этот прорвало, начались акции протеста.

Нужна была координация действий. И координатор появился — Юргевич Иван Вацловавич, в будущем первый председатель БНП. Были организованы забастовки шахтёров низких лав 3-го и 4-го рудоуправлений (РУ) в апреле и августе 1991 года.

— Почему нарыв прорвало именно в Солигорске?

— Шахтёры — это наиболее сплочённая, организованная масса людей. Монолитная группа. Сам труд и его специфика дают возможность самоорганизоваться этим людям. Шахтёры в любой стране мира самая активная прослойка общества.

— Кто стоял с вами тогда рядом?

— Наш лидер Иван Юргевич и идеолог профсоюза Александр Довнар. Они выделили из общей толпы наиболее активных людей и создали костяк, который вместе с ними смог взять на себя ответственность за действия и помог сплотить других людей.

— Чем отличается борьба за права рабочих в допрезидентской Беларуси и сейчас?

— Безусловно, есть различия. До выборов первого президента РБ было больше свобод, прав и возможностей для реализации как в организациях, так и личности человека. Подчёркиваю — личности человека.

Показательными стали 1995 и 1996 годы, когда все права единоначалия были отданы одному человеку. Стало труднее развиваться и профсоюзным организациям.

В частности, в 1993 году на городскую площадь стихийно вышло 92 человека с 3-го РУ с требованиями улучшения оплаты и условий труда, и после акции никаких репрессивных мер со стороны властей в отношении работников не последовало. Если же провести такую же акцию сегодня, это приведёт к тому, что наш профсоюз перестанет существовать. За нарушение законодательства власть попросту ликвидирует его.

Это привело к тому, что в профсоюзе многое изменилось. Мы начали вырабатывать другие методы работы. Впервые профсоюз стал ориентироваться на подписание коллективных договоров, формирование нормативной базы для социальной защиты людей.

Хотя не отбрасывали и такие методы отстаивания прав рабочих, как пикеты, митинги, шествия. Но такая эффективная и основная акция как забастовка фактически сегодня не применяется.

Раньше мы проводили забастовки в 1992-м, 1993-м, невыход из шахты рабочих 3-го РУ с 23 марта по 1 апреля, и они давали свои положительные результаты. А вот провести забастовку в 2000 году по «итальянскому методу» полноценно мы не смогли. Часть нас поддержала, а большинство — нет, и мы потерпели поражение.

Такая акция протеста эффективна, когда поддерживают её 100% рабочих. А когда протест поддерживают 25%, то эти люди могут быть не только наказаны дисциплинарно, а уволены вовсе. В забастовке действует принцип «один за всех и все за одного».

Но и тогда, в 2000 году, мы добились подписания временного соглашения с постепенным увеличением зарплаты. И эта акция дала положительный эффект.

— Некоторые сегодня заявляют, что НПГ живёт достижениями начала 90-х. Можно ли опровергнуть это утверждение? Чего добился Независимый профсоюз в новом тысячелетии?

— Глупость самая настоящая. Базисная основа была заложена тогда бесспорно. На всех предприятиях есть чётко регламентированные тарифные ставки, наше производство отличается от других производств и предприятий договорной системой оплаты труда. Поэтому мы сегодня стоим на 1-м месте по уровню оплаты труда в стране.

И это — работа профсоюза. Раз в три года мы подписываем соглашение по заработной плате — это достижение профсоюза.

С другой стороны, мы запустили ряд социальных мер. В частности, персонификацию средств на социальные нужды работников. На оздоровление каждый работник предприятия ежегодно получает 400 тыс. рублей.

Мы перешли сегодня к ежемесячным выплатам за выслугу лет. Это приличные деньги. Если выслуга составляет десяток лет, то в год работник получает около 5 тарифных ставок (одна тарифная ставка шахтёра около 800 тыс). Раньше работник таких денег попросту не имел.

Это всё кажется сегодня незамеченным. А ведь это труд профсоюза. Все эти достижения не просто упали с воздуха.

Мы запустили механизм пенсионного обеспечения работников предприятия. Сегодня оно дополнительно отчисляет одну базовую величину на пенсионное обеспечение каждого работника.

Мы видим, как сегодняшняя пенсионная система в стране терпит фиаско. Система распределения не эффективна. В 1998 году шахтёр и колхозник получали пенсию по 300 тыс. Я против работников села ничего не имею, но ведь условия труда колхозника и шахтёра сильно отличаются. К примеру, один зарабатывал 4 млн. рублей в месяц, а второй 40 тыс. Если первый уходил на пенсию, то получал 9% от своего бывшего заработка, а второй получал в 8 раз больше своего оклада. Где равенство? Это чистейший социализм с коммунизмом!

В 1998 году у нас по этому вопросу было множество переписок с разными инстанциями, это не принесло никаких результатов. Мы получали отписки. Поэтому был организован пеший поход на Минск. И после этого президент выпустил декрет № 13 в котором гарантировал повышение пенсий шахтёрам в 2 раза. И чьё это достижение?

Эту акцию осуществили лидеры профсоюза, а не рядовые члены. Им что ли больше всех надо? Нет, мы отрабатываем деньги своих работников. Это нормальный рыночный принцип.

Одна из важнейших проблем — жильё. Эта эпопея началась в 1996 году. Был найден ряд документов, который ограничивал жилищное строительство на предприятии. Рабочий брал кредит в банке под 15% и самостоятельно обеспечивал себя жильём. Мы на протяжении многих лет подготавливали материалы, вели переписку, но получали как всегда отписки.

Мы начали готовить акцию протеста, намечали провести её на центральной площади города. Собирали подписи работников. И подвижки со стороны нанимателя пошли. В частности было предложено предоставление кредитов для всех работников не обеспеченных жильём под 5% годовых.

Я подчёркиваю, мы сделали и делаем большую работу для работников наёмного труда. Не может профсоюз, имея 25% от численности работников предприятия, 100%-но защитить работников объединения. Хотя бы 50% плюс 1 работник тогда наша организация будет дееспособной в большей мере. Большинство — это демократический принцип, это основа нашего профсоюза либерально-демократическая основа. И если бы нас было 50 плюс 1, многие проблемы решились бы проще. И я думаю, мы придем к этому.

— Чего не удалось достигнуть организации за эти годы? О чём Вы жалеете, что не сделали как председатель?

— Не все мысли и задумки можно практически реализовать, это очень кропотливая и трудная работа. Необходимо иметь сплочённость и солидарность всего коллектива.

Больше всего я сожалею, что мы не отстояли собственность. Это боль нашего профсоюза. Я вспоминаю 19 марта 1998 года, когда мы решали вопрос о собственности на предприятии. На нашем предприятии тогда был налажен механизм передачи части чистой прибыли в собственность трудового коллектива. Часть акций находилась в руках работников. Учитывая рост спроса и цен на нашу продукцию, сегодня рабочие получали бы неплохие дивиденды.

Когда мы на конференции стали отстаивать право оставить акции в распоряжении рабочих, их начала уговаривать администрация: «Мы вам все блага дадим, зачем вам эти пустые бумажки мы вам дадим деньги, и будете получать деньги на заёмные средства, а вместо дивидендов получите проценты как в банке». Кому не хочется получать деньги ежемесячно?

Но тогда НПГ проявил себя как истинная организация, думающая о будущем. Почти 90 делегатов конференции, членов НПГ, в знак протеста против принятия этого решения покинули заседание. А в последующем проценты эти были отменены и работники потеряли и то, и другое, и третье. Это наша боль, поражение, что мы не сумели мобилизовать весь коллектив.

И второй вопрос — это трудовое соглашение. Власть осуществила введение контрактной система найма работников. Мы не смогли сломать эту систему, и 99% работников предприятия перешли на контракты. И только ряд работников НПГ, которые не подписали контракт, хоть и обделены в оплате труда, зато гарантия их защиты в трудовых отношениях намного выше сегодня, чем у тех, кто перешёл на контракт.

Ну а эти 99% — это тоже поражение профсоюза. Что же это за право на труд, если работник не может уволиться по собственному желанию. Это попахивает рабовладельческой системой. И за это я не снимаю с себя вины.

— На носу Отчётно-выборная конференция НПГ. До сегодняшнего момента не известны кандидатуры в качестве будущего председателя НПГ. Каким бы вы хотели видеть председателя? Какие качества либо черту должны быть присущи ему?

— У нас сложилась система, по которой на пост председателя будет выдвинута кандидатура заместителя председателя. То есть сегодня будет выдвинута кандидатура Ивана Перминова. Но любой профсоюзный активист имеет право выдвинуть свою кандидатуру и победить.

Одно дело, чтобы тебя выбрали, а другое — стать истинным лидером. Для этого необходимо иметь громадный опыт, теоретические знания и, безусловно, харизму. Многие лидеры первичных организаций обладают перечисленными мною качествами. Они знают проблемы работников и будут решать их. Коммуникабельность, работа с людьми, уровень образования, умение работать в этой области, умение прислушиваться к людям — это основные качества профсоюзного лидера.

— После ухода с должности председателя НПГ за вами остался пост вице-председателя БНП. Возможно ли ваше дальнейшее участие в работе профсоюза?

— Мы пока договорились с моими коллегами, что я дам свой ответ после Нового года, взвесив все за и против. А пока все мои силы направлены на здоровье и семью.

 

Мнения о Николае Новике

Александр Довнар, пенсионер:

— В это движение Николай Новик был приглашён непосредственно мной. Нам был нужен человек, который выведет рабочих 2-го рудника на поддержку бастующих. На втором рудоуправлении я знал только Николая, поэтому предложил ему помочь нам. И он вывел людей на поддержку бастующих. Доброта — это главное человеческое качество Новика, он не может отказать страждущему в помощи.

Василий Коробов, председатель БНП

— Настоящий лидер, харизматичный лидер. В Новике есть все стихии природы: огонь, вода, воздух и земля. Умение организовать и нацелить людей на итоговый результат присущи его характеру. Когда Новик показывает, как правильно нужно сделать, люди моментально учатся. У Николая чересчур развита черта доброты. Настолько бывает добрым, что забывает иногда быть враждебным и резким в отношении некоторых вопросов либо людей.

Сергей Черкасов, председатель Исполнительного Бюро НПГ 3-го РУ:

Новик — пример стойкости и мужества, жизненной мудрости и ума. Человек 20 лет проработавший в шахте — кто как не он знает жизнь и специфику работы рядового шахтёра. Отсюда и чуткость, и трепетное отношение к людским проблемам. Человек, который был у истоков зарождения независимого профсоюза и отдал здоровье на благо человека труда. Без тени сомнения — настоящий лидер.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)