Северный поселок не дает себя снести

Три дня администрация Заводского района Минска уговаривала жителей частного сектора поселка Северный не митинговать.

Народ успокаивали - власти еще раз подумают. А через два месяца снова пригласят обсудить: кого сносить, а кого оставить.

Как решали судьбу тысячи домовладельцев

Поселок Северный - это около двух тысяч участков в пятнадцати минутах ходьбы от станции метро «Могилевская». Есть здесь и хибарки, и весьма приличные коттеджи со всеми удобствами. Народу разрешали тут достраиваться и расширяться, домовладельцев в правах на реконструкцию не ограничивали.

О том, что по генплану 2010 года часть домов пойдет под бульдозеры, жители Северного узнали прошлой осенью, когда 18 ноября в ДК МАЗ администрация Заводского района провела общественное обсуждение. Рассматривался градостроительный проект детального планирования (ПДП) территории в границах ул. Ангарской - ул. Байкальской - ландшафтно-рекреационной зоны - пер. Болотникова - ул. Герасименко - ул. Нестерова.

- Случайно кто-то заметил объявление об обсуждении, - рассказывает жительница поселка Татьяна. - Прихожу и узнаю, что мой дом определен под снос!

В общем, народ ПДП не одобрил.

«Северяне» за неделю собрали больше тысячи подписей под обращением в администрацию президента. Отправили. А под Новый год пришла бумага, сообщавшая, что снесут: «квартал ул. Нестерова - ул. Охотская - ул. Байкальская - пер. Встречный - ул. Осенняя; квартал Хабаровская - ул. Ангарская - ул. Байкальская; квартал ул. Охотская - ул. Артема - пр-д Чекалина; ул. Алтайская и пер. Алтайский; вдоль ул. Нестерова (под расширение улицы). Остальная часть усадебной застройки в границах разработанного ПДП отнесена к зоне сохранения». Фактически под снос уходит 25% Северного.

- В общем, наше мнение определенно никто не собирался учитывать, - констатирует домовладелец Виталий Щаврук. - На Хабаровской уже строится 19-этажный дом. Думаете, нашу жизнь ухудшают, чтобы обеспечить жильем очередников или многодетных? Нет, дом строит коммерческий застройщик для тех, кто готов платить рыночную цену.

Землю в поселке стали выделять в пятидесятых годах прошлого века. Здесь селились рабочие, строились своими силами. Их наследники довели дома до приличного вида, достроив, «выбив» и оплатив канализацию, газ. Домовладелец в принципе отличается от жителя многоэтажки тем, что ему принадлежит не только внутреннее, но и внешнее пространство, участок, который постоянно требует заботы. Зато награда - свое парковочное место, свои цветы-кусты-деревья, свой клочок земли для мангала. Это созданная частная собственность. И любого, кто попытается забрать ее, будут воспринимать как врага.

Естественно, «северяне» готовились защищаться.

«Минск не может строиться за кольцевой - там ценная земля!»

Администрация района отреагировала на назревающий протест. И объявила: будут проведены три собрания по будущему поселка, приглашать решили народ частями. Но на первое собрание в актовом зале администрации все желающие не вмещались - стояли в проходах, сидели на подоконниках. Глава администрации представил главного докладчика - начальника управления градостроительства комитета архитектуры Мингорисполкома Сергея Козловского.

- Я не приехал сюда, чтобы защищать этот проект. Считайте, что я сижу на вашей стороне, - сообщил для начала. И сделал экскурс в историю:

- Генеральным планом 82-го года вообще предусматривался сплошной снос частного сектора в Минске. После 2000 года политика изменилась. Вышли правовые акты. (…) Сейчас при сносе дома обязаны компенсировать рыночную цену дома. Некоторые дома стоят, есть случаи, до 3 - 6 миллиардов!

И уже в новой редакции генплана, который утвердили в 2010 году, мы не подходим с бульдозерной политикой к сносу частного сектора. По одной простой причине - индивидуальный жилой фонд капитализировался, благоустроился… С другой стороны (…) город Минск, как это ни странно, не имеет стратегических резервов за кольцевой дорогой. Потому что его окружают очень высокобалльные земли. Вы знаете стратегию развития нашего государства: высокобалльные земли - это невосполнимый национальный запас… И нужно найти баланс между интересами государственными и интересами собственников.

(…) Этот район находится в выгодном положении, в шаговой доступности от метрополитена. Это сразу делает территорию градостроительно высокоценной. При этом рано или поздно, в 2015 или в 2030-м, мы будем вынуждены заниматься реконструкцией и расширением улиц. Мы своим нынешним проектным предложением сохраняем 85% существующего жилого фонда. Примерно 15% в перспективе должно быть снесено для реконструкции улицы. Это означает, что вы еще 5 - 15 лет будете жить там и никто не будет вас трогать. Вы имеете право реконструировать ваши дома без увеличения жилой площади. Нужна кухня - пристраивайте. Нужно мансарду, туалет, нужно подключение к сетям - делайте. Придут сносить - заплатят по рыночной цене за все это.

Эта перспектива зал не обрадовала. Народ зашумел и для начала потребовал объяснить, на каком основании на Хабаровской строят коммерческую 19-этажку.

- Исходя из конкретного решения Мингорисполкома о строительстве дома, градостроительных регламентов генплана, внесено предложение в этом планировочном документе освоить весь квартал многоэтажным жильем для того, чтобы не создавать конфликта интересов. Остановить строительства дома невозможно. Лично я не имею на это права.

И нужно понимать: задание нашего народа строить в Минске 2 миллиона квадратных метров к 2015 году. В прошлом году построено 1 миллион 150 тысяч квадратных метров. Почему мы наращиваем тут многоквартирный жилой фонд? Я уже говорил - земли тут дорогие. Государство вложило много денег, мы еще вложим в строительство улично-дорожной сети, а плотность населения здесь низкая. То есть мы не получаем экономики развития территории. Человеческий фактор мы обсудим потом. Второе - тут есть вся инженерная инфраструктура, которая строилась за деньги государства. Здесь есть школы и сады…

Отдельное внимание уделили еще одному участку, чья судьба по ПДП быть снесенным - Алтайскому переулку.

- Предлагается к отселению и сносу территория вдоль ландшафтно-рекреационной зоны Алтайского переулка, зоны, которая выходит на болотистую лужайку, - объяснял Сергей Козловский. - И дело не в том, что фонд там ветхий с точки зрения градостроительной. В перспективе там будет возводиться улица. И дома окажутся в низине в затапливаемой ситуации…

- Положите ливневку, мы и так уже ниже проезжей части! - парировали жители Алтайского переулка.

Два месяца на «успокоиться»

- Я приехал сюда, потому что получил достаточное количество подписей для того, чтобы задуматься еще раз, - сообщил в итоге Сергей Козловский. - Мы поручили институту Минскградо - разработчику этого проекта - повторно вернуться к планированию этой территории. Мы возвращаем этот проект на доработку. Официально. Об этом мы уже уведомили и руководство города, и вышестоящие организации. В принципе, лично я не возражаю, если здесь не снесут ни одного дома. Мы еще раз должны посмотреть возможность технического сохранения Алтайского переулка. Я предлагаю митинг не проводить, а через два месяца мы принесем доработанный проект.

Народ не спешил расходиться. Глава администрации пообещал, что будут собирать через два месяца только тех, кто будет определен под снос.

Судя по всему, история с борьбой Северного будет долгая. Ведь в основных бумагах улица и переулок Алтайские записаны «многоэтажной застройкой» и рекреационной зоной, треугольник в границах Хабаровская – Алтайская - Байкальская - тоже многоэтажной. И расширение основных дорог город не представляет без сноса хотя бы ряда домов.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)