Экономика
Сергей Аверьянов

Россия добилась, чего хотела?

«Молочная война» закончена. Соответствующий протокол подписан, фуры с белорусскими молочными продуктами свободно пересекают границу. Чего добивалась, и, главное, чего добилась Россия в результате противостояния?

Если оценивать глобальные цели, которые, по мнению ряда политиков и аналитиков , Россия ставила перед собой - скажем, признание Беларусью Абхазии и Южной Осетии или попытку проучить нашу страну за участие в программе «Восточное партнерство» - то тут какие-либо выводы делать пока рано. Сама по себе одна «молочная» акция и не могла достичь такого результата. Была ли «молочная война» «затравкой» к иным действиям «ближайшего союзника», покажет время. По крайней мере, если исходить из того, что Госсекретариату Совбеза поручено принять необходимые меры по прогнозированию возможных дальнейших акций, направленных на причинение экономического ущерба Беларуси, к возможным вариантам очередных сюрпризов со стороны Кремля в Минске относятся очень серьезно.

Однако за глобальными целями России можно разглядеть и несколько целей поменьше, которые, судя по сказанному российскими чиновниками, восточная соседка все же достигла.

Итак, по словам российского премьера Владимира Путина, Беларусь согласилась во II-III кварталах не поставлять в РФ сухое молоко, увеличив поставки сыра и творога. Суть в том, что Россия, стремясь защитить собственных производителей, давно намеревалась ограничить количество белорусских молочных продуктов на своем рынке.

Еще год назад по поручению правительства РФ, Минэкономразвития и Минсельхоз России стали готовить предложения по оперативным мерам регулирования поставок сухого молока из Беларуси.

Показательная для масштаба происходящего деталь — когда в Беларуси в 2007 году возник молочный дефицит, объяснялся он и тем, что закупочные цены в России выше, поэтому все стремились продать молоко именно туда. Доходило до того, что на собственный рынок не хватало!

Так что россияне давно мечтали чуть подвинуть «братков-белорусов», что им, в принципе, и удалось.

По словам министра сельского хозяйства России Елена Скрынник, Минсельхоз России будет контролировать выполнение Беларусью обязательств, принятых в рамках торгового баланса по молоку и молочным продуктам.

«Отслеживать эту ситуацию мы будем. Будем смотреть, что происходит с балансом и с объемами ввоза», - цитирует министра РИА «Новости».

Конечно, будут. Зря, что ли, старались?

Второй комментарий, позволяющий оценить полученные Россией в результате «молочной войны» дивидендов пришел в пятницу, из уст все того же Владимира Путина.

Российский премьер заявил, что Россия и Беларусь договорились о том, что будут проводить единую сельскохозяйственную политику.

На заседании Комиссии по вопросам регионального развития Путин напомнил, что белорусское государство субсидирует 24% производства молока, тогда как Россия - только 3%, сообщает www.interfax.by.

Путин отметил, что белорусские партнеры на 40% превышали объем квот молочной продукции, которая должна была реализовываться на российском рынке. «Это создавало известные трудности для наших производителей молока», - сказал он.

«Но мы договорились с нашими белорусскими коллегами о том, что мы будем проводить единую сельскохозяйственную политику. Взаимопонимание есть. Нужно добиться того, чтобы это было реализовано на практике», - заявил Путин.

Россия давно возражала против того, что белорусское правительство существенно субсидирует продукцию молочной отрасли, идущую на импорт, за счет чего она может продаваться даже ниже своей себестоимости.

Видимо, исходя их этих договоренностей, Елена Скрынник заявила, что российские сельхозтоваропроизводители будут защищены «от неадекватных цен белорусских производителей». Это тоже повлияет на белорусские позиции на российском молочном рынке - не секрет, что брали наши производители действительно не только качеством, но и ценой.

Кстати, закончил тему Путин многообещающе: «Надеюсь, что постепенно мы будем все выравнивать, и если выйдем на формирование единого таможенного пространства, - то это будет еще один шаг к гармонизации наших отношений».

Что именно он намерен "выравнивать", российский премьер объяснять не стал, но звучит сурово. В общем, такая вот гармонизация.

Так что с Абхазией или без нее, но своего производителя Россия защитила. В ущерб , понятное дело, белорусскому.

Среди минусов для России, пожалуй, стоит отметить такой - в отношении к себе в белорусском обществе россияне получили немало проблем. По крайней мере, поводов для антироссийской риторики у официального Минска добавилось, и он их использовал от души. Так что вполне вероятно, что при будущих опросах количество белорусов, положительно относящихся как к идее союзного государства, так и к России вообще, может заметно уменьшится.

Хотя вряд ли это заботит сегодняшних обитателей Кремля, которые, похоже, уже наигрались игры под названием "союзное государство". Со всеми выходящими отсюда экономическими последствиями.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)