Разговорчики в сети: Москва готовит белорусскую церковь и ее верующих к периоду «без Лукашенко»?

Собрали реакцию на отставку митрополита Павла.

Фото church.by

25 августа митрополит Павел ушел в отставку. Его место занял епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин, ставший первым белорусом во главе Белорусской православной церкви.

«Салідарнасць» собрала реакцию на это событие.

Минский священник Александр Шрамко считает, рокировка в БПЦ «является прямым осуществлением тех угроз церкви, которые в пятницу произнес Лукашенко»:

— Митрополит Павел «не справился». Колебался, сомневался, прощения просил, молебны проводил, мер к некоторым сочувствующим протестам батюшкам не применял. Да и вообще был не особо в чести у диктатора.

Вениамин, напротив, явил себе твердым и верным сторонником режима. Гродно и Борисов это два противоположных полюса в БПЦ. Так что нет никаких сомнений.

Кроме того, Вениамин вообще консерватор, и, чувствую, «наведет порядок».

При этом он сам по себе не сильный руководитель и будет послушной марионеткой в руках власти. В связи с этим напрашивается вопрос: а не техническая ли он фигура? Не прочищается ли место для иного, еще более одиозного?

Митрополит Павел тоже «наломал дров». Однако у него было частично неплохое окружение, он все же был способен на продвижение своей линии. В частности, при нем стало широко распространяться белорусскоязычное служение.

И вот тем, кто радуется, что, дескать, поставили белоруса, а не русского, скажу, что любой нынешний епископ-белорус, кроме Артемия, будет большим русским, чем Павел. Посмотрите на Лукашенко. Это же белорус.

Хотя, конечно, факт формально примечательный, означающий, что патриарх Кирилл пошел на попятную в своей стратегии удерживания территорий. Впрочем, у него особое доверие к Вениамину.

Протоиерей Федор Повный очень коротко прокомментировал Нашай Ніве отъезд бывшего уже митрополита: «Маліўся пра гэта».

Основатель «Сильных новостей» Петр Кузнецов пишет о важности момента:

—  Таким образом, в разгар политического кризиса в Беларуси, на фоне отказа Запада Лукашенко в легитимности, а также целого ряда не очень приятных для режима сигналов из Москвы, Русская православная церковь назначает своим представителем здесь человека, имеющего среди местных верующих безупречную репутацию, а также совершенно благонадежного для самой РПЦ.

Так вот, на фоне всех факторов это, по-моему, может означать (но это всего лишь версия, не более того), что Москва готовит белорусскую церковь и белорусских верующих к периоду «без Лукашенко».

Фигура святейшего Вениамина, к тому же, уроженца Беларуси, с одной стороны, имеет куда больше потенциала объединить православных под крылом Московского патриархата. С другой стороны, не допустить движения местного религиозного сообщества в сторону церковного раскола, как это было в Украине.

Это, конечно, всего лишь версия... Может быть и другая подоплека у этих маневров. Но, повторюсь, такое действо в такой момент не может вообще ничего не значить.

После танцев с автоматом события развиваются уж как-то чересчур динамично.

Политолог Павел Усов придерживается иного мнения. Он предполагает, что таким образом Кремль пытается сохранить власть Лукашенко:

— Синод РПЦ освободил митрополита Павла от должности патриаршего экзарха Беларуси.

Если я не ошибаюсь БПЦ осудило насилие в стране и призвала к диалогу, что страшно разозлило диктатора. Смещение митрополита Павла может означать только то, что Москва приняла решение удержать Лукашенко при власти. В этой ситуации БПЦ и РПЦ должны стать легитимирующим инструментом для режима и Лукашенко лично, дополнительным проводником политической пропаганды, а не наоборот. Но если БПЦ поступит в услужение кровавой диктатуре, то это станет еще одним аргументом за создание белорусской автокефалии.

Таким образом, Россия помогает становлению и консолидации беларусской нации.

С другой стороны, самостоятельность церкви в политических вопросах, в осуждении насилия и авторитаризма — угроза и российской власти. Церковь должна подчиняться государству и императору.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3(37)