Политика

Кирилл Иванов

Разговорчики в сети: «Каждый раз эта электоральная ситуация страшно неловкая»

Как Байнет отреагировал на отсев оппозиционеров в парламентской кампании.

Иллюстративное фото

Елена Анисим, Анна Канопацкая, Ирина Халип, Юрась Губаревич и ряд других представителей оппозиции не были зарегистрированы кандидатами в депутаты парламента. Об этом стало известно 17 октября после заседания избирательных комиссий.

Вместе с тем, некоторые из представителей независимого общества статус кандидата получили. Как, например, бывший «зубровец» Павел Юхневич, идущий по 103-у избирательному округу Минска.

Также зарегистрирована и «Мисс Беларусь» Марию Василевич, чье выдвижение в депутаты не сильно приветствовала глава ЦИК Лидия Ермошина.  

«Салідарнасць» предлагает краткий обзор мнений об отсеве оппозиционеров на этапе регистрации кандидатов.

Дмиртий Гурневич, журналист: «Паглядзеў я, што сам пісаў наконт Анісім і Канапацкай пасля іх уваходу ў «палатку».

2016 год: «Гэта можна назваць выкарыстаннем, але можна на сітуацыю глянуць і па-іншаму. Калі каэфіцыент карыснага дзеяння ад знаходжання пані Анісім у «палатцы» будзе на 1%, то і гэта карысна.

Хаця б для таго, каб яе «калегі» чулі штодня жывую беларускую гаворку. Я ў стане паверыць, што пані Канапацкая зможа пакінуць шэрагі АГП будучы дэпутаткай.

Але ў тое, што Алена Анісім адмовіцца размаўляць на беларускай мове і пачне казаць пра неабходнасць інтэнсіфікацыі адносін унутры Еўразійскага саюза – паверыць не магу. І гэта ўжо на пачатак дае пару добрых працэнтаў ККД. Ну а калі і не зробяць нічога, то мы проста паплюемся праз пару гадоў. Такіх наступстваў, як ад Брэксіта, усё роўна не будзе».

Усё так і сталася. Ні больш, ні менш. 1% ККД ад размовы спн. Анісім па-беларуску. Канапацкая па-за АГП. А мы плюемся».

Сабина Брило, поэтесса, публицистка: «Про выборы в Беларуси. Недавно тут ребята вспоминали минских цыган на вокзале в 90-е – рассказывали истории, кто и как попадался. И вот все пишут: ну как, ну ведь я знал(а), что заберёт деньги (сережки, кольца и пр.). Вот как это работает? Ну гипноз, да, гипноз. Но там ещё что-то есть помимо гипноза...

Есть. Это называется – правила игры. Когда он тебя обманывает, зная, что ты знаешь, что он обманывает – вот именно это твое знание он использует как щит, как своего рода отражатель твоего сопротивления.

Потому что ты стоишь и продолжаешь вести себя так, будто правила «честные». Ты не можешь взять его за шиворот и сказать: слушай, ну я же знаю, что ты хочешь мои деньги забрать. Ведь он их пока не забрал.

Тот же самый механизм работает на выборах в Беларуси. Приняты такие правила игры: и обманщики, и «обманываемые» (хотя, есть ли обманываемые, если они – знают? Как-то иначе мы называемся, наверное) всё знают. Каждый раз эта электоральная ситуация страшно неловкая. Попросту – стыдная.

Хочется, чтоб просто поскорее это всё закончилось. Чтоб не лезли в глаза тебе эти напоминалки: «Выборы-2019», которые читаются как «Ну что, лошата, – и снова здравствуйте!»

«Парламент будет стерильным» — пишет на Радыё Свабода политический обозреватель Юрий Дракохруст. По его мнению, власти и без двух независимых депутатов в парламенте чувствуют себя нормально («Тем более, что с Западом, кажется, и так неплохо получается»).

И если власть руководствовалась именно такими мотивами, то в парламент не пропустят никого, кто хоть немного не соответствует генеральной линии, прогнозирует Дракохруст. Напомним, что в 2016-м Елена Анисим и Анна Канопацкая стали первыми за 12 лет оппозиционными депутатами парламента. В этом году, не исключено, власти решат перестраховаться накануне президентской кампании.

Первым звоночком для представителей оппозиции стало формирование избирательных комиссий. Оппоненты власти выдвигали в их состав около 500 человек, но в итоге прошел лишь 21 выдвиженец. Всего в состав комиссий входит около 64 тысяч человек.