Комментарии
Дмитрий Растаев, Белгазета

Растаев: «Сколько бы пользы ты ни принес, если не аплодируешь прорабу с его процветанием, в любви к родине тебе будет отказано»

Есть одно слово, которое я жутко не люблю. Не потому, что мне неприятен его смысл, а потому что любой жук и жаб норовят исказить этот смысл до неузнаваемости, подогнать его под свои узколобые нужды. Это слово — родина.

Анекдот про государство, которое, когда ему что-то от тебя нужно, называет себя родиной, слышали все. Хотя какой это анекдот? Это — правда жизни. Принцип, по которому не одно столетие жила — а где-то и продолжает жить — нехилая часть человечества. Кто-то применял его с бóльшим умом, кто-то с меньшим, но почувствовать на себе его прелесть в разные времена могли самые разные народы, от немцев и итальянцев до нашего брата белоруса. Хуже всего было там, где государство завязывалось на личность одного человека, который и определял в нем всё. Белорусам улыбнулась именно эта участь.

В идеологической парадигме нынешней Беларуси любовь к родине давно и прочно сведена к лояльности режиму. Давеча, во время Республиканского педсовета, это продемонстрировал и сам прораб процветания. Заведя речь о школьной форме, он неожиданно включил любимую пластинку. «Надо предложить несколько вариантов этой формы школьной. И чтобы было удобно и для детей из «пятой колонны» (мы же их не выбросим, это же наши дети), и для наших обычных детей белорусов, настоящих, которые любят нашу родину», — ничтоже сумняшеся выдал он.

В любой цивилизованной стране, где общество контролирует своих руководителей, после такого спича политику была бы одна дорога — в позорную отставку. Вплетать детей в свои политические разборки — это уже, знаете ли, зашвкар. В нашей чудесной державе о таком мечтать не приходится. Всерьез разбирать залепухи прораба, в общем-то, не пристало, но все же: а что такого сделала пресловутая «пятая колонна», чтобы публично уличать ее в нелюбви к родине? Они что, надругались над святынями, утирают сопли слуцкими поясами, предлагают сдать наши земли врагу? Да нет, как раз таки наоборот.

Когда Россия развязала агрессию против Украины, именно «пятая колонна» сформировала общественный запрос на новую концепцию нацбезопасности, которая нашла потом отражение в официальной доктрине. Когда над Куропатами нависла угроза, именно «пятая колонна» встала на их защиту, в то время как чиновники и госСМИ даже не чесались по этому поводу. Это «пятая колонна» добилась того, чтобы нелепый, позорящий нашу страну декрет N3, в котором, по меткому выражению депутата Марзалюка, «много дурости было», — поставлен на паузу и направлен на доработку. Из года в год «пятая колонна» только и делает, что пытается удержать нашу страну от сползания к совсем уж клоунскому состоянию. И вот как после этого обвинять её в нелюбви к родине?

А вот так. Что бы ты ни делал, сколько бы пользы своей родине ни принес, если не аплодируешь прорабу с его процветанием, в любви к родине тебе будет отказано. Ты — не «настоящий» белорус. «Государство — это я!» — говаривали ранее иные монархи. «Родина — это я!» — слышится сегодня в речах прораба. Такую «родину» и впрямь любить не за что. И дело даже не в эксцентричных персоналиях.

Легко любить родину, которой можно гордиться. Американцев не надо заставлять вешать звездно-полосатый флаг перед домом — они и сами это делают с радостью, потому что горды своей страной. А теперь вы положите перед собой лист бумаги и выпишите 10 поводов для гордости. Ладно, 10 — чересчур жесткая планка для наших бурьянов, хватит и пяти. Только без теребления дедовских заслуг и без муссирования пропагандистских баек. Вот здесь и сейчас, в реальности, а не в программе «Панорама», чем мы можем гордиться? Если наскребёте пятерочку — туш и конфетти! Я не осилил и трёх.

Никто не говорит, что в других странах жизнь — сказка, мёдом намазанная. Хватает и там своих траблов да косяков. Но в цивилизованной стране у людей есть главное — надежда, что, прилагая усилия, можно что-то изменить в этой жизни. В том числе в государственной сфере. И если какой-то политик ведёт себя странно, люди не впадают в отчаяние, потому как знают: через несколько лет его можно будет законным способом поменять на другого. Тот, другой, тоже может оказаться прохвостом, но заменят и его. Надежда не умирает никогда.

В Беларуси надежда похоронена уж 23 года как. Время здесь застыло рогом, зацементировано в непробиваемый саркофаг. И вот это-то ощущение безнадёги, это чувство невозможности что-то изменить, понимание, что цирк, который мы наблюдаем сегодня, будет греметь своими блажными фанфарами и завтра, и послезавтра, и нет у нас никаких законных способов (вернее, есть, но они не работают как надо) его угомонить — вот это и толкает кого к бутылке, кого к эмиграции.

Опять же, в любой стране найдутся люди, что в поисках лучшей доли снимаются с мест и устремляются к новым берегам. Но ведь у нас уезжают и те, кто, казалось бы, и так нашел свою долю. Уезжают способные бизнесмены, опытные ученые, талантливые артисты, художники, писатели, музыканты. Кто на время, кто навсегда. Долгие годы скитается по чужбинам Сергей Михалок. Золотая девочка Ксения Ситник, принесшая нам победу на детском «Евровидении», и та дышит воздухом Праги. Теперь вот Аня Хитрик решила съехать в Израиль.

«Меня спрашивают: «Чем ты будешь там заниматься?» Я не думаю об этом! Главное, что там будут делать для моего ребенка», — написала Аня в паблике своей группы. Для государства-родины, 23 года бьющего себя пяткой в грудь и кричащего, как рьяно оно заботится о людях, в т.ч. детях, это звучит как приговор. А для тех, кто уже понял, что будущего здесь нет ни у нас, ни у наших детей, но ещё не сподобился оторвать копчик от дивана — как руководство к действию.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)