Кино
Егор Москвитин, «Газета.Ру»

«Ральф»

Вышедший на праздниках мультфильм «Ральф» оказался картиной не совсем для детей и уж точно не только для них – яркой сказкой о том, что каждый из нас не без дефекта.

Действие мультфильма происходит за стеклом игровых автоматов, внутри которых – мы знали! – кипит настоящая жизнь. Главный герой, огромный и неуклюжий Ральф, – отрицательный персонаж из аркады Fix-It Felix Jr. По работе ему приходится каждый день крушить своими здоровенными кулачищами один и тот же многоэтажный дом. Положительный же герой Феликс бегает по экрану с молотком и чинит все, что успевает сломать Ральф.

В конце дня, когда игровой салон закрывается, персонажи устраивают вечеринки, ходят друг к другу в гости из одного автомата в другой и всячески наслаждаются жизнью. Все, кроме Ральфа. Он в этой картине мира чужой: обитатели пресловутого особняка его боятся, а другие злодеи, с которыми он встречается на собраниях «Анонимных боссов уровней», считают белой вороной.

Потому что они со своими отрицательными ролями давно смирились, а Ральф все норовит стать хорошим. Фокус мультфильма в том, что благое намерение героя измениться окружающему миру только вредит.

Ральф бросает свой боевой пост – и его игра оказывается под угрозой закрытия. Он лезет в другие автоматы – и саботирует чужую работу. Заявляется на празднование тридцатилетия собственной игры и устраивает скандал, демонстрируя такой эгоцентризм, что зрителю становится не по себе: мы ведь в детстве вели себя точно так же.

Воспитательный сюжет усложняется, когда в кадре появляется второй по значимости персонаж, девочка Ванилопа. Она живет в гоночной игре, но ее отказываются допускать к соревнованиям.

Дело в том, что Ванилопа – глюк: ее программный код все время барахлит. Она чувствует себя инвалидом, а окружающие только и делают, что ее подавляют и ограничивают, часто объясняя это заботой о ней же самой.

До конца авторы раскрывать эту метафору не решаются, сводя все в шутку, но чуткий зритель и сам все поймет.

Мультфильм поставлен Ричем Муром, телевизионным режиссером, сделавшим не один выпуск «Симпсонов» и «Футурамы», и по всему видно: для автора «Ральф» – не только работа, но и возможность покопаться в собственном детстве.

По экрану бегают персонажи из Pac-Man, Street Fighter, House of the Dead, Frogger, Soniс the Hedgehog, Super Mario Bros., Mortal Kombat и прочих игровых хитов прошлого века.

Большинство шуток связано с бюрократическим устройством мира, в котором все компьютерные персонажи вдруг стали живыми людьми; едва ли найдется зритель, не фантазировавший о чем-то похожем в детстве.

Удивительно, но у мультфильма есть определенные проблемы с целевой аудиторией – хотя, казалось бы, каждую строчку его сценария должен был пять раз перепроверить и завизировать маркетинговый отдел Walt Disney. Взрослые и почти взрослые зрители на диснеевском «Ральфе» могут слегка заскучать; для них здесь заготовлено не так уж и много специальных шуток. Радость узнавания героев из детства тоже сведена к минимуму – иначе мультфильм бы превратился в зрелище только для тех, кто в теме. Наконец, даже на уровне «картинки» «Ральф» явно хочет больше нравиться девочкам, чем мальчикам: две трети сюжета разворачиваются в приторной карамельной стране.

Смотреть, как конфеты битый час гоняются за мармеладками, довольно непросто, даже если вы не диабетик.

Современным малышам в мультфильме тоже не все понятно: во-первых, аркадные автоматы им давно заменили айпэды, а во-вторых, нынешнее племя едва ли знает, что такое Street Fighter. То есть дети, конечно, добросовестно хихикают, но на какой-нибудь «Секретной службе Санты-Клауса» они веселятся гораздо звонче. По сравнению с «Мадагаскаром» настроение в кинозале и вовсе похоже на минуту молчания, плавно переходящую в комендантский час.

Это можно объяснить тем, что мультфильм говорит с юным зрителем скорее о смирении, чем о стремлении.

Герои не столько меняются, сколько учатся работать с тем, что им уже дано. Ральф осознает свою незаменимость в игре и продолжает быть злым «боссом уровня», уже не переживая по поводу своей роли.

Ванилопа начинает относиться к своей «глючности», как к дару, и даже жульнически пользуется ею, чтоб одолевать на трассе соперников.

Мораль мультфильма понятна, и если в нем есть 25-й кадр, то там наверняка написано что-то вроде «дружба превыше всего», «думай о других», «не стесняйся быть собой» и «ты лучше, чем считаешь». Мысли правильные, но обстоятельства, в которых они декларируются, немного настораживают: «Ральф» словно бы готовит своих зрителей к компромиссам и не всегда честной игре. Кажется, рановато.

Впрочем, с главной своей миссией мультфильм все равно справляется. Он доходчиво объясняет юному зрителю: с игрушками, как и со всеми кто встретится нам в жизни и захочет с нами водиться, надо не играться, с ними надо дружить. Особенно с теми, которым мы сами что-нибудь оторвали. И с теми, которые износились от частых игр. То, что сопровождающим взрослым от этих мыслей может стать немного не по себе – ничего страшного. Пусть посидят, подумают.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)