Спорт

«Проводить параллели по зарплатам игроков в НХЛ и КХЛ — все равно что сравнивать яблоки с апельсинами»

Тем, кто разбирается в хоккее, представлять Марка Гандлера не нужно. Сам родом из Молдавии Марк работает агентом игроков НХЛ с 1990 года — с самой первой волны отъезда хоккеистов с постсоветского пространства в Северную Америку. Клиентами «агента всея Руси», как то ли в шутку, то ли всерьез назвал однажды Гандлера представитель «Оттавы Сенаторз» Алекс Воробей, являются (или являлись) Руслан Салей, Александр Семин, Максим Афиногенов, Дарюс Каспарайтис, Алексей Яшин, Руслан Федотенко и многие другие.

Кстати, в 2001 году Гандлер добился рекордного для того времени контракта Алексею Яшину — «Айлендерс» предложили центрфорварду 87,5 миллионов долларов за 10 лет. Опять же благодаря ему в Россию вернулись такие звезды, как Яшин, Алексей Житник, Каспарайтис, Виталий Вишневский. Так что обе лиги — НХЛ и КХЛ — собеседник «Советского спорта» знает отлично.

— Марк, давайте начнем с Америки, тем более ваш офис находится в Нью-Джерси. Как кризис ударит по заокеанской лиге?

— Пока в НХЛ он не ощущается. Но серьезные проявления кризиса мы обязательно увидим в следующем сезоне. Многие владельцы клубов потеряли финансы, которые они вкладывали в другой бизнес, недвижимость или акции.

Вероятно, некоторые команды сменят хозяев. Руководство лиги будет искать бизнесменов, которые любят хоккей и остались при деньгах. Несмотря на кризис, такие люди есть.

Не думаю, что НХЛ и профсоюз игроков НХЛПА начнут переговоры о том, что зарплаты хоккеистов нужно сократить — то, что сейчас происходит в КХЛ. В североамериканской лиге после локаута уже ввели стабилизирующий механизм. Общий фонд зарплат составляет 54 процента от всех доходов лиги. А если снижаются доходы, то и зарплаты будут автоматически падать.

— Согласно механизму, у НХЛовцев уже вычли из зарплат 13,5 процентов, внеся эту сумму на депонент. Не факт, что игроки получат эти деньги назад.

— Я подчеркну: 13,5 процентов — это сумма, которую взяли только за первую четверть сезона. Ограничений никаких нет. Размер депонента, который может быть возвращен при определенных условиях (по-английски — «escrow»), определяет специальная комиссия. Я не удивлюсь, если в следующей четверти «escrow» составит уже 20 процентов.

НХЛ получила основную часть дохода в этом году — от рекламы, абонементов, прав на телетрансляции… Не проданы только разовые билеты. И вот этот сегмент будет снижаться. Не каждый болельщик в Америке сейчас позволит себе сходить на хоккей. А ведь кассовые сборы — главный источник дохода клубов НХЛ.

Октябрь 2008 года стал самым успешным для лиги с точки зрения посещаемости. Популярность хоккея в Америке растет с каждым годом. Связано это с тем, что зрелище стало привлекательнее. Лига попала в точку, введя новые игровые правила. Но никто не ждал кризиса…

Теперь контракты НХЛ, подписанные со спонсорами, могут не выполняться. Банально не хватает денег. И это тоже грозит подорвать стабильность лиги. Соответственно, «escrow» вырастет.

Вообще же только в сентябре — октябре 2009 года мы узнаем, как кризис отразился на НХЛ в этом сезоне — именно тогда объявят совокупные финансовые показатели. И тогда будет решаться, возвратятся ли какие-то деньги с депонента игрокам. Но меня больше волнует не этот, а следующий сезон.

— Опишите два сценария – оптимистичный и пессимистичный.

— Нереально. Ни один эксперт точно не знает, что произойдет через полгода. Но почти все уверены, что будет еще хуже, чем в уходящем 2008-м. Тот же «escrow», раз мы о нем много говорим, может подскочить до 20–25 процентов. И это никого не удивит.

Хочется верить, что НХЛ найдет альтернативные возможности для зарабатывания денег. В офисе лиги над этим постоянно ломают голову

— В частности, НХЛ проводит матчи в Европе, пытаясь захватить новый рынок… А что вы думаете о проблемах «Финикса»? Владелец команды Джерри Мойес заявил, что в каждом из двух последних сезонов он терял на хоккее по 30 миллионов долларов. Что произойдет с командой, где работает тренером Уэйн Гретцки? Сколько еще таких проблемных команд в НХЛ?

— Не могу сказать точно. Но, думаю, три-четыре клуба найдется. Первыми на ум приходят «Тампа» и «Финикс»…

— Еще, считается, что серьезные проблемы у «Флориды», «Атланты», «Каролины».

— Не каждая команда афиширует свое финансовое положение. Но все может лопнуть в любую секунду.

Впрочем, НХЛ готова даже к самому плохому развитию событий. Лига будет искать новых владельцев, новый приток капитала.

— До локаута в один сезон обанкротились «Оттава» и «Буффало». НХЛ с честью вышла из ситуации, взяв клубы на попечение…

— Не на попечение, а под контроль. Когда ищется новый хозяин клуба, лига занимает очень активную позицию. НХЛ не хочет, чтобы команда была продана абы кому. В ином случае это может навредить всей лиге. Ведь лет 10–15 назад владельцами команд иногда становились аферисты, связанные с криминалом.

— Кого имеете в виду?

— Брюса Макнолла из «Лос-Анджелеса»…

— Его бизнес был основан на банковских махинациях в размере 200 миллионов долларов. Макнолл провел четыре года за решеткой.

— …Или хотя бы Джона Спэно из «Айлендерс».

— Купил клуб в 1997-м при помощи незаконных займов, за что получил 71 месяц тюрьмы.

— Лига допускала ошибки. Но теперь происходит серьезная юридическая и финансовая проверка каждого покупателя. У него должна быть чистая бухгалтерия. И он должен быть предан спорту. А не просто бизнесмен, решивший приобрести клуб НХЛ как игрушку.

— 1 июля 2009 года откроется рынок свободных агентов. Что, например, случится с Алексеем Ковалевым, у которого заканчивается контракт? Сейчас он получает 4,5 миллиона в год. Но потолок зарплат наверняка опустится. Кризис… Выходит, АК-27 и другие звезды останутся без достойных предложений?

— Самое главное, на что смотрят по итогам сезона, — как играл хоккеист, особенно в плей-офф. Ковалев — первая скрипка в своем оркестре, если его «Монреаль» завоюет Кубок Стэнли, то у Алексея вообще не возникнет проблем. Да и если «Канадиенс» не станут чемпионами, недостатка денег у Ковалева не будет.

Спрос на звезд останется. Элита по-прежнему будет получать большие контракты. Но кризис ударит по середнякам. Их зарплаты драматически упадут. Ведь бюджеты у клубов сохранятся, несмотря на кризис. И «охота» в июле пойдет на звезд. У них зарплаты даже подскочат.

А вот от средней прослойки игроков, которых можно заменить, станут отказываться. Зачем платить хоккеисту 1,5 миллиона в год, если можно взять конкурента за 450 тысяч?

— И весь этот поток середняков-отказников хлынет в Россию…

— Не только деньги определяют, поедет ли НХЛовец в КХЛ. Нужно думать, какая перспектива в карьере у игрока. Сейчас он получает мало в НХЛ. Но надеется улучшить свою статистику, стать ключевым звеном в команде. В итоге через пару лет он получит намного больше денег.

Обычно в КХЛ едут те НХЛовцы, которые считают, что их карьера подходит к концу. Уже нет времени думать о перспективе. Возраст поджимает.

— Почему в Россию не возвращается ваш бывший клиент Максим Афиногенов?

— Сужу со стороны. То, что Максим проводит этот сезон нерезультативно, — следствие травм, которые не давали ему показывать привычный хоккей. Я видел матч «Баффало» с «Нью-Джерси» — Афиногенов играл блестяще. Хотя очков не набирал. Похоже на невезение…

Но карьера Максима в НХЛ совсем не заканчивается. Его точно ждет подъем. Он будет востребован в этой лиге.

— В позапрошлом сезоне «Рейнджерс» отпустил вашего клиента Каспарайтиса в СКА. Причем питерский клуб взял на себя зарплату защитника. Теперь, после побега Радулова из «Нэшвилла», будет ли НХЛ разрешать такие переходы? Намекаю на слух, что «Буффало» может отпустить еще одного вашего клиента Афиногенова в «Ак Барс».

— Не нужно путать. НХЛ не имеет права лезть в определенные дела клубов. Лига только запрещает командам платить деньги российским клубам в качестве компенсации за игроков. Но лига не может остановить команду, если она хочет отпустить хоккеиста в Россию по обоюдной договоренности.

— В декабре пошли разговоры о том, что КХЛовцам из-за кризиса нужно снизить зарплаты. Справедливо ли это? Ведь сумма уже обозначена в договоре. А коней на переправе не меняют.

— Неэтично и неправильно, если я стану обсуждать эту тему. Ведь некоторые мои клиенты выступают в КХЛ. Да и сужу об этой ситуации по заявлениям президента лиги Александра Медведева. Он говорит, что в этом сезоне урезания не произойдет…

Разумеется, мне как агенту совсем не хочется, чтобы мои клиенты понесли урон

— Напомните, как урезали зарплаты игрокам в НХЛ три года назад, на 24 процента.

— Гонорары сократили только тем, у кого были действующие контракты. Может, это психологически отразилось на переговорах руководителей клубов со свободными агентами. Но уже через год зарплаты на рынке резко подскочили, будто и не было этого сокращения.

Действия НХЛ законны. Закончилось соглашение между лигой и профсоюзом. Комиссар лиги Гари Бэттман объявил локаут. А потом было решено резать зарплаты.

Хотя считаю, что эта акция была лишней. Даже если бы профсоюз сделал уступку, снизив контракты на 5–10 процентов, все равно НХЛ с этим согласилась бы. Решение о 24 процентах в феврале 2005 года выдвинула инициативная группа игроков, что и вошло в финальную версию соглашения. Но лига этого не добивалась.

— Каспарайтис жаловался, что КХЛовцы и так пострадали от кризиса. Ведь их зарплата привязана к фиксированному курсу: 1 доллар — 23,5 российского рубля. А сейчас доллар стоит 28,61. То есть контракты уже подешевели на 18 процентов…

— Каспарайтис не жаловался. У него спросили в интервью, как вы смотрите на понижение зарплат. Дарюс ответил: у нас она и так понизилась. То есть клубы уже выиграли от роста доллара. Снова резать зарплату? Это несправедливо. И я не могу с этим не согласиться.

— Почему же игроки согласились на фиксацию курса?

— КХЛ запретила клубам подписывать контракты в иностранной валюте с хоккеистами, имеющими российские паспорта. Лига объявила фиксированный курс, что соответствовало тогдашней цене доллара на рынке. Зарплату выдают в рублях. Всех это устраивало, да и других выходов не было.

— Прокомментируйте высказывание, прозвучавшее на пресс-конференции руководства КХЛ в субботу: «Средняя зарплата хоккеиста в России — 800 тысяч долларов в год».

— Что тут сказать? Всех фактов не знаю. Могу сказать об НХЛ. Средняя зарплата игроков здесь составляет 1,906 миллиона долларов. Впрочем, проводить параллели по зарплатам игроков в НХЛ и КХЛ — все равно что сравнивать яблоки с апельсинами. Бесполезное занятие.

Когда игрок договаривается о контракте, его не интересует средняя зарплата в лиге. Ему важно, сколько будет получать лично он. Хоккеист оценивает, сколько он может зарабатывать в НХЛ и сколько в КХЛ. Это влияет на выбор.

Но нужно учитывать фактор страны, города. И думать о гарантии того, получит ли игрок все деньги по контракту.

НХЛ существует с 1917 года. По обязательствам там платили всегда. А вот в России случались инциденты, когда клубы фактически обманывали игроков, разрывая с ними договор в одностороннем порядке.

Теперь в России ведут более цивилизованный бизнес. КХЛ сделала огромный шаг вперед по сравнению с тем, что было раньше. Лиге и профсоюзу игроков нужно добиваться, чтобы контракт и в самом деле был контрактом. Чтобы хоккеисты доверяли своим работодателям.

— Что изменилось в Америке в житейском плане в связи с кризисом?

— Люди снизили расходы на предметы роскоши. Есть такое слово в английском — «luxury». Они меньше оставляют «на чай», не ходят на массажи и в SPA-салоны… Меньше покупателей в магазинах. С другой стороны, когда идет распродажа в гигамаркетах вроде «Walmart», возникает дикая давка. Чуть ли не до смертоубийства доходит.

С точки зрения обывателя, признаки рецессии уже видны. Америка живет, работают банки. Но большие потери понесли пенсионные фонды и накопительные фонды для студентов (взносы за учебу). Народ чувствует себя беднее, не так уверен в будущем.

Очень сильно упали цены на недвижимость. Представьте, что человек потерял работу. Ему нужно платить по кредиту за дом. А нечем. Он вынужден ставить его на продажу. Но стоимость дома даже ниже, чем величина займа. Ситуация критическая. И, по общему мнению, «дно» не достигнуто. Недвижимость будет и дальше дешеветь.

— В США, тем не менее, не так все плохо. Дешевеет бензин, продукты. А в России цена на топливо застыла на мертвой точке, да и недвижимость не так уж обесценилась.

— Я что-то не заметил, что в США подешевели продукты. Бензин — да, цена резко упала. Потому что она привязана к стоимости барреля нефти на рынке, которая снизилась со 140 долларов до 40. Теперь за полтора доллара можно купить галлон бензина. То есть 11 рублей за литр. Такой цены здесь не было очень давно.

На это никто не обращает внимания. Люди готовы платить в два раза больше за бензин. Лишь бы зарабатывать в два раза больше. Но доходы у населения сильно упали.

— Как вам такой слух, что в Северной Америке собираются отказаться от доллара и ввести валюту «амеро», которая объединит США, Канаду и Мексику?

— В свое время я скептически относился к евро. Но сейчас это одна из ведущих валют в мире… С долларом может произойти все, что угодно.

— У Штатов огромный внешний долг…

— Важен не сам долг, а скорость его роста. Это и влияет на девальвацию национальной валюты... Но сейчас все думают о том, что люди массово теряют работу. 100 тысяч человек в месяц — как цифра?

— Убийственная. Поскорее бы кризис закончился.

— В этом желания России и США полностью совпадают.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)