Общество
Виктор Мартинович, «Белгазета»

«Промывает ли ТВ мозги? Конечно, промывает!»

Полная версия интервью, опубликованного в N15 «БелГазеты» от 15апреля 2013г.

Для некоторых телезрителей настоящим героем событий 19 декабря 2010г. был не Владимир Некляев или Андрей Санников, а ведущий ток-шоу «Выбор» на ОНТ Сергей Дорофеев. Дорофеев умудрился в прямом эфире задать главе ЦИК Лидии Ермошиной все те вопросы, которые задал бы любой белорусский гражданин. Потеряв работу в Беларуси, Сергей трудоустроился на «5 канал» в соседней Украине.

На минувшей неделе Сеть всколыхнула новость, что Дорофеев сменил «оппозиционный» «5 канал» на «Интер» — «канал президента Виктора Януковича». Новость породила нервозную реакцию пользователей: в ней усмотрели то, что Дорофеев продался власти. «Бэтэшнікаў, як гэбнюкоў, быўшых не бывае. У такое гаўно толькі раз у жыцці ўступаюць», — написал один из форумчан сайта «Хартия'97». О телевидении и совести Сергей ДОРОФЕЕВ рассуждает в беседе с обозревателем «БелГазеты» Виктором Мартиновичем.

— Сергей, в чем вы видите роль сегодняшнего телевидения? Согласны ли, например, с журналистом Виталием Портниковым, который полагает, что для того, чтобы «раскрывать глаза» аудитории, автору нужно писать в Интернете или в журнале, ТВ только промывает мозги? И почему, как вам кажется, все современные философы, от Мишеля Фуко до Пьера Бурдье, видят в ТВ исключительно «зомбоящик»?

— Хотелось бы, чтобы телевидение вернуло себе главную задачу — объединять людей. Объединять вокруг событий, проблем, делиться рецептами их решения, объединять вокруг перспективных госпроектов. Это задача. Путь еще сложнее — подавать свой продукт легко, доступным языком, не теряя при этом просветительских функций, именно таковых, а не назидательных.

Приведу пример, связанный с кино. Раньше доступ на эту сакральную территорию был открыт только для профессиональных режиссеров. Сегодня снимают все, снимают, как хотят и как сами себе видят. Есть много площадок для презентаций своего мнения и взгляда — те же соцсети и youtube. Эти фильмы-ролики порой даже призы на фестивалях получают. Дистанция в общественных коммуникациях практически исчезла.

Вернусь к телевидению. Экспертное сообщество чаще можно увидеть только на ТВ. Никакой Твиттер, никакие форумы и социальные сети не являют собой источники информации, заслуживающие доверия. Это субъективные площадки, способ самореализации. Людей же, к мнению которых стоит прислушиваться, показывают именно по телевизору. Именно ТВ зрители включают, чтобы услышать факты и собрать их воедино. Новости, конечно, можно прочитать и в Интернете, там и аналитика есть, но концентрированного сбора людей-мнений-фактов-комментариев-видео там нет. Пока, по крайней мере. Телеканал телеканалу, конечно, рознь... мы сейчас говорим об общих принципах вещания. Пропаганда — это совсем другая история.

Современное ТВ понимает, что оно обязано интегрироваться в другие ресурсы, в т.ч. Интернет. Вот вам растущее число интернет-телеканалов. Но радиоволны, телесигнал или печатные страницы — всё это способы передачи информации. Самоценна именно информация.

Что касается мнения Виталия Портникова, то Виталий об этом и говорит — чтобы покрыть всю аудиторию, такую разную в своих предпочтениях в зависимости от вида получения информации, журналист сегодня должен быть одновременно везде. А промывает ли ТВ мозги? Конечно, промывает. Даже не буду говорить о том, что большинство телерынков в мире — агрессивные и торговые, и политические среды. Вообще медиа — это способ влиять на аудиторию. Только кто-то влияет, информируя, помогая разобраться в событиях, а кто-то — манипулируя, зомбируя информационными потоками. В наше время, когда журналистика сегментирована бизнес-интересами своих владельцев или политической конъюнктурой идеологов, зритель сам должен думать и не позволять собою играть. Понятий «журналистская этика» и «совесть», конечно, никто не отменял. Но то, что их почти забыли — это печальный факт.

Про политику и эфир

— Скажите, каким вы видите свое место в публичной политике? Кто вы, Сергей? Какая у вас роль? Вы «говорите правду», вы «транслируете идеологию»?

— Я журналист. В политику идти не собираюсь. В будущем, возможно... а может, и нет. Сейчас я работаю в политической журналистике, но работаю с фактами — сообщаю, анализирую, делаю выводы, если хочу, могу предвосхищать события в жанре «мнение, комментарий». Моя задача — рассказать то, что узнал и проверил, а не использовать полученную информацию в угоду неким политическим интересам. Причем рассказать, не забывая понятия «ответственность». Единственная идеология, которую я согласен транслировать, — это идеи морально-нравственного регламента, данного нам верой и культурой, регламента, который мы должны разделять все и всегда.

А то, что сегодня в Беларуси называют «идеологией», на самом деле таковым не является. Потому что идеология — это система знаний, причем, знаний, а не предположений. А еще это система взглядов и идей, причем идей оформленных, а не сиюминутных и импровизированных. Вы спросите у наших идеологов: многие ли из них читали «Феноменологию духа» Гегеля? Так, на всякий случай...

Про уровень белорусских политаналитиков

— Вам когда-нибудь помогали писать вопросы? Вообще, как происходила подготовка к интервью на «Пятом канале»? Отличается ли это от работы на ОНТ? И думаете ли вы, что этот процесс будет иным на «Интере»?

— Алгоритм процесса простой — редакторы и аналитики по моей просьбе собирают массив информации, связанный с героем или героями будущего эфира. Я его просматриваю, прошу обратить внимание на узловые точки, какие-то подтемы прошу разработать детально. Получив на руки весь пакет информации, сажусь за вопросы.

Третий этап, отнимающий самое большое количество времени, — верстка программы, программирование эфира: последовательность вопросов — с чего начать, чем закончить, — обдумывание возможных ответов, прогнозирование развития беседы. Это уже эфирная психология. По сути, этот процесс схож и на ОНТ, и на «5 канале», и на «Интере». Отличается только содержание и приемы работы: на Украине профессиональный уровень политических аналитиков и технологов выше. Надеюсь, такой уровень со временем появится и в Беларуси.

Про обозленность белорусского общества

— Читали, как отреагировал Байнет на ваш переход на «Интер»? Приведу несколько реплик посетителей с форума «Хартии'97»: «Говорил я еще тогда, в 2010, что Сярожа никакой не герой, а просто карьерист, а вы возмущались»; «После работы на «Интере» Дорофеев улучшит свое материальное положение, но потеряет репутацию»; «Бэтэшнікаў, як гэбнюкоў, быўшых не бывае. У такое гаўно толькі раз у жыцці ўступаюць». Как прокомментируете все это?

— Никак. Это всё равно, что комментировать разговор бабушек на скамейке у подъезда. Тем более, судя по цитатам, вижу, что кое-кто из них дурно воспитан. Что я говорил выше: где экспертные мнения? Мы все думаем, что разбираемся во всем. Хотя я понимаю отчего такая лексика — общество обозлено.

Что из себя представляет украинский медиа-рынок, каков контекст «владелец СМИ — содержание эфира» и как остаться самим собой — об этом я говорил уже много раз. Нет ни времени, ни желания повторяться.

— Согласны ли вы с канадским философом Маршалом Маклюэном, который говорит, что «средство коммуникации и есть сообщение», т.е. важно не что спрашивает Сергей Дорофеев, а где — на «Пятом» или на «Интере» он это спрашивает?

— Мне кажется, вы не совсем верно поняли эти слова. Что касается второй части вопроса — нет, я не согласен. Если так, тогда отныне можете называть меня не журналистом, а проводником государственной идеологии, я ведь работал на государственном канале ОНТ. Как-то не клеится, правда?

«Независимая журналистика в Беларуси окончательно вытравлена»

— Считаете ли, что работа на «Интере» и впрямь может убить репутацию?

— Нет. Не считаю. Тогда репутацию может убить и работа в Останкино, на Первом канале в Москве. Посмотрите, как программа «Пока все дома» убивает репутацию ведущего Тимура Кизякова... Не смешно? Если серьезно, существует ли сегодня в России на крупных федеральных каналах политическое вещание? По сути, нет.

Предполагается, что сейчас на «Интере» политической журналистикой я заниматься не буду. Политики в моих эфирах ожидается немного. Придет время, всё увидите. По-моему, была возможность убедиться, что я не из тех, кого политически штормит.

Что касается перехода. Жаль, что независимая журналистика в Беларуси оказалась окончательно вытравлена. Судя по всему, остались агрессивные фланги. Что же вы, коллеги, так бездумно перепечатали украинские сообщения, и никто не удосужился позвонить непосредственному участнику событий и проверить информацию? Украинский медиа-рынок, в отличие от белорусского, насыщен. Каждое СМИ имеет своего владельца, а значит, не может считаться независимым.

В этой связи вынужден поправить одного плохо проинформированного журналиста БелаПАН: называть канал «Интер» «подконтрольным администрации», а «5 канал» «независимым» некорректно. Тем более что сегодня в среде политических экспертов Украины ходят разговоры, что владелец «5 канала» Пётр Порошенко может пойти на президентские выборы в 2015г. Если так и будет и Порошенко победит, через два года смело можете называть «5 канал» «пропрезидентским». Я тогда буду работать на оппозиционном «Интере»... и опять попаду в когорту «правильных» журналистов.

Просто, как «греб деньги» в Беларуси

— Быть может, я заблуждаюсь, но у меня вот в процессе наблюдения за вашими успехами («Телетриумф-2012», «Медиаперсона» в 2011г. и т.д.) возникало впечатление, что вы — яркий пример того, что с уходом с ОНТ карьера не заканчивается. Что, даже уехав из Беларуси, можно остаться успешным и востребованным. Было ли такое ощущение у вас?

— К сожалению, с отъездом из Беларуси настоящая карьера, по сути, только начинается. Это, как показывает круг моего общения и опыт, касается не только журналистики. Современная Беларусь — это свой закрытый мир. И это большая трагедия, причины которой всем известны. Попробовать на практике свои знания и умения современному журналисту и медиа-менеджеру в Беларуси сегодня сложно: объемы рынка небольшие, условия для развития экспертной среды (в т.ч. политической) некомфортные, а где-то даже опасные. Это конструктор, в котором не много деталей, а поэтому и число фигур, которые можно собрать, невелико. Интеллектуальное кадровое вымывание продолжается.

— И вопрос в продолжение темы: считаете ли, что ваш переход на «Интер» — это «измена профессиональным принципам»? Что он дезавуируют вашу успешность?

— Вы разве не видели, какие я греб деньги, работая на ОНТ, и как продавал совесть в своем ток-шоу «Выбор»? На каком роскошном автомобиле «Шевроле» я ездил и два года рассчитывался по кредиту? Своим профессиональным принципам не изменял и изменять не собираюсь. Один канал не хочет меня отпускать, другой хочет видеть меня своим сотрудником. Природа этой шумихи лежит здесь. Всё. На Украине смена работы публичным человеком — это всегда громкая история. Ни одно из своих обязательств перед «5 каналом» я не нарушил. И владелец Пётр Порошенко это признал.

Когда получил предложение от «Интера», руководство «5 канала» предложило мне невероятно выгодные условия — и финансы, и карьерные перспективы. Поэтому говорить, что Дорофеева перекупили, неправильно. Если бы я несколько иначе провел эфир 19 декабря 2010г. на канале ОНТ, то также получил бы дивиденды. Я поступил по-другому. Что касается «Интера», то большая половина украинских ведущих мечтают работать на этом канале или на «плюсах» (украинский телеканал «1+1»). Это крупные успешные вещатели.

«Я опытный пропагандист диктатуры»

— В принципе, есть ли такие телеканалы, с которыми работать нельзя? Согласились ли бы, например, на контракт с ТВ Северной Кореи?

— По-моему, в своих вопросах вы пошли по кругу. Да, я всегда мечтал кричать в новостях, рассказывая про танки наши быстрые, про ракеты наши точные и гнать другую пургу, хитро сокращая европейский разрез глаз. Ехать в Корею? Конечно бы согласился... Каков вопрос, таков ответ.

— «Интер» называют «каналом Януковича». Самого Януковича, в свою очередь, называют «диктатором». Нет ли проблемы в том, чтобы работать на диктатора Януковича? Как этот контекст прочитывается вашей совестью?

— Формулируя этот вопрос, вы недостаточно хорошо осведомлены об украинском медиа-рынке. Отчасти я на него уже ответил. А вообще я работал на ОНТ — государственном канале. Лукашенко тоже называют «диктатором». Так что я опытный пропагандист диктатуры. Поэтому меня на «Интер» и пригласили. Если в будущем будут предложения от диктатур Африки, придется опять ехать.

— Видите ли ошибку в своем поведении в эфире 19 декабря 2010г.? Повели бы сегодня себя по-другому?

— Эфир 19 декабря 2010г. ошибкой не считаю. И даже осознавая, через что мне и моим родным пришлось пройти, сейчас такой эфир провел бы точно также.

— «Черные списки» и «неформат»: существуют ли они на «Пятом канале» и «Интере»? В принципе, можно ли себе представить ТВ без таких списков?

— Можно представить. На «5 канале» нет никаких «черных списков». В украинских медиа они существовали, когда главой администрации президента Кучмы был Медведчук. Их тут называли «темниками» — как думать, как дышать, как говорить. На сегодня всего этого нет. Насчет будущего зарекаться не буду.

Как-то первый замглавы администрации президента Януковича Ирина Акимова мне в эфире сказала: «А что вам, Сергей, темники отправлять, вы их всё равно никогда не будете выполнять». Все всё понимают. Мне на стол можно положить тонну «черных списков», через минуту они окажутся в урне.

— Когда планируете вернуться в Беларусь? И не скучаете ли по дому?

— Очень скучаю. Когда вернусь — не знаю. Не мучайте меня этим вопросом. Недавно одного своего коллегу, ведущего политического ток-шоу «Свобода слова» на украинском канале ICTV Андрея Куликова, когда он был героем моих «Портретов», я попросил прочитать в эфире стихотворение на белорусском языке. Куликов по образованию переводчик. Белорусский язык выучил сам — он ему очень нравится. Так вот, Куликов читал «Завушніцы» Максима Танка. Я в этот момент думал — хоть бы режиссер меня крупно не взял. На Украине я востребован, расту, развиваюсь, делюсь своими знаниями. Всё хорошо. Но от корней не оторваться...

СПРАВКА «БелГазеты». Сергей Дорофеев родился в 1980г. в Минске. Закончил БНТУ. До 20 декабря 2010г. был ведущим ток-шоу «Выбор» на ОНТ, победителем конкурса «Телевершина». Отстранен от эфира, весной 2011г. уволен с ОНТ. Переехал на Украину, работал на «5 канале». В апреле 2013г. перешел на «Интер».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)