Профессор психологии Янчук: «Нам показывают только вершину айсберга»
О реакции общества на всплеск насилия и возможных последствиях.
Согласно распространенному мнению, терпение и толерантность – чуть ли не главные национальные черты белорусов. Но любое терпение имеет свойство заканчиваться. Приблизились ли мы уже к этой черте? Привело ли физическое и психологическое насилие, границы которого все расширяются, к радикализации белорусского общества?
События последних дней профессор психологии Владимир Янчук проанализировал в эфире Еврорадио. Выбрали самое важное.
Фото citydog.by
– Ситуация, произошедшая в Минске, трагическая, потому что умерли два человека: мужья, отцы, без родителей остались дети… Сложно реагировать на подобные события. Очень много вопросов, связанных с человеческим состраданием, плюс у меня, как у психолога, возникает вопрос, почему это произошло.
Факт вроде бы налицо, а реакция на него разная. Обращаясь к соцсетям, я вижу полярные оценки: с одной стороны, сочувствие, а с другой – определенный сарказм, мол, этого стоило ожидать.
Но почему сегодня так быстро происходит тиражирование, популяризация этой ситуации – отдельный большой вопрос.
Следует ли говорить о том, что «мирная революция» переросла в радикализацию, причем, с обеих сторон? С этим психолог согласен лишь отчасти:
– Безусловно, в любом обществе есть какая-то часть экстремально настроенных людей, которые ждут своеобразного триггера. И когда вы показываете какое-то событие, вы тем самым провоцируете определенную аудиторию.
Приведу пример из футбола. На определенном этапе в сообществе болельщиков стали появляться люди экстремального поведения: кто голым выбегает, кто еще что-либо затевает… Вначале телевидение смаковало эти вещи, а потом консолидировано пришло к выводу – не показывать. Почему? Потому что показы провоцируют других людей на следование, на подражание.
Поэтому, может быть, и в данной ситуации кому-то и хочется спровоцировать на подражание других людей? Мы ведь, не секрет, живем в «войне», «кругом враги». И коль враги нас окружают, первоначально можно эксплуатировать эту линию виртуально – говорить о мифических танках, о чем угодно еще. А потом человек, как существо адаптивное, привыкает. Как и к посадкам, и к побоям, и к ставшим известными случаям насилия, и ко многому другому.
Как поддерживать определенное заданное состояние – значит, нужно что-то поярче, поострее… И речь идет о социальной ответственности людей, формирующих общественное мнение.
Плюс достаточно много вопросов к тому, что было показано на видео – с какой стати взламывались двери, были ли на это основания, предъявили ли ордер и так далее. Я во многих интервью приводил пример «знаменитого» французского террориста, которого уже вычислили в Брюсселе и готовы были арестовать, но не было санкции прокурора. И ему, воспользовавшись этим обстоятельством, удалось сбежать.
Я подчеркиваю: в правовом государстве должно фиксироваться, в том числе посредством медиа, что соблюдена буква закона.
Также профессор психологии отметил, что его удивили многие моменты видеозаписи. В частности, поразил факт «абсолютно холодного, строящегося на высочайшем самообладании» поведения жены убитого программиста.
– Это говорит о внутренней готовности этой стороны к развитию событий. Как и у главного действующего лица на записи из квартиры: абсолютное спокойствие, хладнокровие, ориентация в происходящем – даже голос не дрогнул перед смертельной угрозой. Обычный человек, обыватель, каменеет или прячется под кровать. Но здесь не тот случай. По сути, речь идет об осознанном самоубийстве.
Но разобраться в мотивах участников события не так просто, и вполне возможно, некоторых фактов мы так и не узнаем. Нам показывают только вершину айсберга, а чтобы добраться до истинных причин, надо копать и копать. Вряд ли мы докопаемся. Как минимум потому, что одной стороны уже нет…
Один из прогнозов, которые делает специалист – с нарастанием уровня насилия, в экстриме еще большего масштаба, «проглотится» и то, что сейчас воспринимается, как трагедия.
– По идее, куда уже больше – две смерти человеческие. Но я не исключаю, что дальнейшее развитие событий может привести к другим ситуациям. Ведь когда решается экзистенциальный вопрос, в выборе средств не гнушаются.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное