Политика

Процесс Виноградова, Киркевича, Дрозда, Протасени и Хомиченко. День четвертый

В суде Октябрьского района Минска 4 мая возобновился процесс по уголовному делу Владимира Хомиченко, Дмитрия Дрозда, Алеся Киркевича, Андрея Протасени и Павла Виноградова, обвиняющихся в массовых беспорядках 19 декабря 2010 года.

Гособвинитель потребовал Протасене и Хомиченко 3 года, Дрозду 3,5 года, Виноградову и Киркевичу — по 4 года лишения свободы. Ожидается, что приговор будет вынесен 5 мая.

19.30. В суде объявлен перерыв до 10 утра 5 мая.

18.52. Адвокат Дрозда Светлана Горбаток в своём выступлении также опровергает наличие массовых беспорядков. Говорит, что в стране нет практики применения статьи о массовых беспорядках. Приводит аргументы, что не было натиска толпы на спецназ. Потерпевшие не опознали конкретных обвиняемых. Адвокат обращает внимание на личность Дрозда как учёного. У него не было конфликтов с законом. Он не явлется опасным для общества.

18.30. Выступает адвокат Хомиченко Мацкевич. Адвокат анализирует протоколы осмотра площади после митинга. Ничего существенного на площади не было найдено. Арматура, палки, ледоколы появились только в третьем протоколе в 15 часов следующего дня. Поэтому нельзя доверять протоколу. Адвокат оспаривает и видеозапись. Она отмечает, что не было экспертизы дисков. На них не помечены дата и время. Настаивает на исключении таких дисков из материалов дела. Материалы стационарных камер видеонаблюдения не предоставлены суду.

Адвокат говорит, что неизвестно, кто конкретно нанёс повреждения потерпевшим омоновцам.

Адвокат отмечает, что митинг начался мирно. Рассказывает, как в Уголовном кодексе трактуется понятие «массовых беспорядков». Считает, что ключевых признаков массовых беспорядков в действиях обвиняемых не было.

Адвокат Хомиченко говорит, что не было поджогов, погромов, насилия над личностью, вооружённого сопротивления. Что касается имущества, то уничтожено только стекло, трубы и можжевельник. На крыльце действовала не толпа, а изолированная группа людей. У пострадавших омоновцев медэкспертиза серьёзных повреждений не подтвердила. У Хомиченко не было намерения попасть в Дом правительства. Он, кстати, сам получил удар дубинкой по спине. Омоновцев он не бил. Стукнул несколько раз ногой и рукой по столах, которые загораживали вход в здание.

Адвокат обращает внимание на особенности личности Хомиченко, состояние его здоровья. О выборах у него было довольно абстрактное представление. За себя он в полной мере не отвечает. Но стал героем телеэкрана и интернета. Он не очень здоровый и счастливый человек. Воспитывался в детском доме с особенностями развития. Он не представляет опасности для общества. Наоборот, никто не обеспечивал охрану порядка на площади. Ситуация его спровоцировала. Вина Хомиченко не доказана. Адвокат просит его оправдать.

18.11. Адвокат Протасени говорит, что стремления попасть в Дом правительства у её подзащитного не было. Почему обвинение утверждает, что он нанёс 15 ударов, адвокату непонятно. Сговора у него ни с кем не было. Его действия не подпадают под понятие «массовые беспорядки». Адвокат подчёркивает, какая хорошая характеристика у Протасени. Он никогда не привлекался к уголовной и административной ответственности. Она просит оправдать Протасеню.

18.05. Прокурор попросил Протасене и Хомиченко 3 года, Дрозду 3,5 года, Виноградову и Киркевичу — по 4 года лишения свободы, сообщает «Радыё Свабода».

17.56. По словам прокурора, после акции на площади были дымовые шашки, стержни, палки. Было повреждено здание. Действия Дрозда, Виноградова, Хомиченко и Протасени очевидны. Удары наносили они. Что касается Киркевича, то получилось целое слайд-шоу, говорит прокурор.

Прокурор настаивает, что были массовые беспорядки. Свои действия отчасти все признали. Кто-то полностью, кто-то частично. В действиях на крыльце Дома правительства участвовали не все демонстранты. Но все обвиняемые немного позже, уже после битья стекла, оказались на крыльце и поддались действиям толпы. Двери било много народа. Но и обвиняемые тоже.

Он обращается к приговорам, которые уже вступили в силу, как к доказательству, что были массовые беспорядки. Прокурор считает, что у Виноградова и Хомиченко, которые были судимы, это уже рецидив.

17.50. Начинаются судебные прения. Выступает прокурор Боровский. Прокурор настаивает, что были массовые беспорядки. Уничтожено имущество, административному зданию причинён ущерб, нанесены побои сотрудникам ОМОНа. Перечисляет, кто сколько нанёс. Протасеня, как заявил прокурор, нанёс не менее 15 ударов. Хомиченко наносил много ударов по ограждениям, дверям Дома правительства. В суде опросили девятерых сотрудников милиции. Показания девятнадцати зачитали. В момент разбития стекла ОМОНа не было на площади. Он был в резерве, потому что надеялся на мирный характер акции. Но на площади Независимости начались беспорядки. Они прибыли позже. По мнению прокурора, и ОМОН наносил удары, и демонстранты били ОМОНовцев. Они также сильно пострадали. К примеру, Дрозд ударил видеооператора.

17.29. Судимость у Хомиченко за кражу. Украсть удалось, а вынести украденое — нет. Что планировалось на Площади 19 декабря, он заранее не знал. Признал, что всех действий каждый не осуществлял. Но каждый в чём-то принимал участие.

17.27. Ходатайство адвоката Мацкевич судья отклонила. Мацкевич просит Хомиченко рассказать о себе.

17.20. Адвокат Киркевича просит присоединить ещё одну видеозапись к делу и показать в процессе. Прокурор просит отклонить это ходатайство — дескать, там будут другие ракурсы. А интервью Рымашевского к делу не имеет отношения. Адвокат возражает. Судья отклонила ходатайство адвоката Горбаток. Она сказала, что картина ясна и так. Диск продолжительностью 11 минут предоставил также БХК. Адвокаты просят его присоединить к делу и посмотреть. Прокурор против. Прокурор говорит, что действия сотрудников милиции не являются предметом рассмотрения в конкретном судебном следствии.

17.09. Адвокат Светлана Горбаток зачитывает ходатайства известных учёных в защиту Дмитрия Дрозда.

17.04. Судья прекратила уголовное дело по ст. 370 в отношении Виноградова.

16.26. Обвинение по статье 370 — оскорбление государственных символов — снято в связи с истечением срока давности для привлечения к уголовной ответственности.

16.23. Прокурор задаёт вопрос Виноградову, будет ли он отвечать на вопрос относительно обвинения по статье 370. Срок давности по статье прошёл. 16:20 Прокурор попросил присоединить к делу приговоры, которые уже были, — в отношении уже осуждённых Парфенкова, Отрощенкова и других. Прокурор настаивает, что массовые беспорядки доказаны.

15.56. Настя Полаженко говорит, что народ вёл себя мирно. Намерения штурмовать Дом правительства не было. Лозунги были вроде «Милиция с народом!». Агрессивных лозунгов, никакого оружия у людей не было. ОМОН стремился не оттеснить и не задержать людей, а избить. Очень жестоко вёл себя спецназ. Со стороны кандидатов в президенты звучали призывы к переговорам. Конкретные фамилии и должности, з кем идти на переговоры, не озвучивались, передаёт «Радыё Свабода».

Сказала, что знает Киркевича и Виноградова, но не видела их на Площади. На площадь Независимости пришла раньше, чем толпа.

Видела, как били стекло. И этих людей никто не останавливал. Слышала только шум потом. Милиция появилась значительно позже. Людям дали шанс и возможность разбить стекло. ОМОН появился через минут 20. Как утверждает Полаженко, массовые беспорядки на Площади учинила милиция, а не народ.

15.55. Вызывают Настю Полаженко, которая только что выступала на суде Санникова. Судья делает замечание Полаженко, которая даже не начала выступать. Мол, перемигивалась с обвиняемыми.

15.48. Качакур: «Бежал спецназ, избивал всех людей подряд». Предупреждений о применении силы он не слышал.

15.41. Новый свидетель — Владимир Качакур, который теперь пришёл с паспортом и может отвечать на вопросы прокурора. Он представился другом Киркевича, рассказал, что с площади Независимости ушёл через 20 минут после прихода спецназовцев. «Милиция появилась и начала избивать людей», — приводит слова Качакура «Наша Ніва». Свидетель отмечает, что были провокации со стороны милиции. Оружия у народа на площади он не видел.

15.39. Протасеня помнит, как пробовал схватить щит, а про удары не помнит. Подтвердил, что куртка и шапка жёлтого цвета принадлежат ему.

15.35. Судья зачитывает показания Протасени. В них акцент на эффекте толпы, что действовал под воздействием толпы.

15.33. Судья зачитывает показания Киркевича. В январе он от многого отказывался.

15.30. Хомиченко на вопросы отвечает с улыбкой, весело.

15.28. Будто бы Хомиченко физическую силу не применял, имущество не повреждал. Когда он подошёл, было уже всё разбито. Обвиняемый признал, что правдивые показания давал в суде.

15.23. У Дрозда спрашивают, почему он раньше «не узнавал» себя на видео. Дрозд: «У меня были основания не доверять следствию. Судья зачитывает показания Хомиченко.

15.19. Выявлены существенные противоречия между досудебными и судебными показаниями обвиняемых, передаёт из зала суда корреспондент газеты «Наша Ніва».

15.18. Алесь Киркевич отвечает на вопросы прокурора и судьи.

14.52. Снова повторяют кадры с Киркевичем. Идут заставки – «Киркевич штурмует Дом правительства». Показывают крупным планом лицо Киркевича. Но агрессивных действий с его стороны не видно.

14.48. Курсанты, которых привели в зал суда, дремлют.

14.38. На видео молодые люди толкают омоновцев в щиты. Фигурируют Класковский и Рымашевский. Иногда идут заставки – «Киркевич в толпе возле Дома правительства», «Киркевич штурмует Дом правительства». На кадрах двери Дома правительства, заставленные шкафами, общие планы Площади, люди на крыльце Дома правительства. Беспорядков не видно.

14.32. Демонстрируют снимки Киркевича и Рымашевского возле Дворца профсоюзов.

14.30. Показывают фото Виноградова на даче или пикнике. Виден костёр. Что горит – не разобрать, передаёт из зала суда корреспондент «Радыё Свабода».

14.27. Кажется, что сквозь языки пламени временами проскальзывает изображение Лукашенко.

14.25. Видео с сожжением чего-то продолжается уже пять минут.

14.18. Продолжается просмотр фото и видео. Показывают фото, найденные в компьютере Виноградова. Обвиняемый отказывается отвечать на вопросы судьи. Как сообщает «Наша Ніва», Виноградов сказал только одну фразу, подсказав помощнику судьи, в какой папке находятся нужные файлы. На видео кто-то сжигает на костре какие-то плакаты. Обвинение трактует это как оскорбление государственных символов.

14.05. Началась вторая часть заседания. Павла Виноградова защищает другой адвокат.

13.00. Просматривают оперативные видеоматериалы. Видео транслируется без звука, судить о характере речей действующих лиц не представляется возможным. Экран повернут к обвиняемым и защите. Потерпевшие, свидетели и слушатели в зале изображения практически не видят. Гособвинитель в ходе просмотра задает обвиняемым уточняющие вопросы, сообщает interfax.by.

Подсудимый Дмитрий Дрозд узнал себя на видео: на пленке видно, как он дважды ударил мегафоном по деревянным заграждениям. Дрозд заявил, что ударил «от отчаяния».

Обвиняемый Владимир Хомиченко также увидел себя на видео. На вопрос судьи, не он ли «наносит удары (по дверям Дома правительства) приспособлением, которым дворники используют для очистки ото льда», Хомиченко сказал: «Я сам не помню, как это было. Я помню только, как руками (бил в двери)». «Не помню вообще, кто дал (ему этот предмет). Елки-палки, я там не один был», – сказал обвиняемый. Он добавил, что опознает себя на показанном видео: «Я сейчас видел, что это я».

Обвиняемый Андрей Протасеня также опознал себя на видео. Он отметил, что у него не было желания прорваться в Дом правительства и оказать сопротивление сотрудникам милиции. «Злого умысла не было», – сказал обвиняемый, добавив, что действовал под влиянием толпы и не отдавал себе отчета в своих действиях

На вопрос судьи, зачем наносил удары рукой и удочкой по щитам сотрудников ОМОН, находящихся за заграждениями в дверях Дома правительства, обвиняемый Протасеня заявил, что сначала не видел сотрудников милиции. Он также не смог пояснить, зачем пытался вытянуть из заграждения один из милицейских щитов.

После допроса Протасени судья объявила перерыв, заседание возобновится в 14 часов.

12.00. Суд изучает видеозаписи. Видео идет без звука.

11.50. Свидетель из Гродно Гостев, преподаватель лицея. Киркевича характеризует мсключительно положительно, как высокоморального и отвественного человека.

Свидетель Павел Рудой, пастор протестанской церкви, риметил, что Киркевич придерживается христианских ценностей.

11.10.Экс-кандидат в президенты Беларуси Виталий Рымашевский не смог дать показания в суде Октябрьского района Минска, сообщает interfax.by.

Со стороны защиты поступило ходатайство о вызове в суд трех свидетелей. Судья удовлетворила ходатайство в отношении двух свидетелей, которые должны дать характеристику обвиняемым, а в отношении явки в суд Виталия Рымашевского – не удовлетворила, поскольку он сейчас дает показания в суде Партизанского района по делу Андрея Санникова.

Судья подчеркнула, что защита может повторно ходатайствовать о вызове Рымашевского в суд после того, как он даст показания по другому делу.

11.00. Свидетель Волчок из Новогудка – знакомый Киркевича. 19 декабря видел его около железнодорожного вокзала. На площади Киркевича не видел.

10.40.. Опросили свидетеля Бахар из Новогрудка. Она была у ступеней Дома правительства, слышала, как били стекла. Но не слышала, чтобы кто-то призывал к штурму Дома правительства, сообщает Радыё Свабода.

10.20. Суд возобновился.

Подробности третьего дня процесса читайте здесь.