Кино
Дарья Горячева, «Газета.Ру»

«Призрак»

В прокат выходит «Призрак» Романа Полански — совершенный триллер о литературном негре на службе у экс-премьера, снятый по роману Роберта Харриса.

Писатель-призрак, или в соответствии с отечественным неполиткорректным названием литературный негр (Юэн МакГрегор), получает предложение написать биографию бывшего британского премьера Адама Лэнга (Пирс Броснан). На исполнение дается месяц, работавший с Лэнгом предшественник мемуариста утонул, а выйдя из офиса издательства, герой почти тут же получает кулаком в живот. Но очевидные минусы предприятия уравновешиваются размером аванса, поэтому писатель отправляется на остров в США, где Лэнг обитает под присмотром брюнетки и блондинки — жены Рут (Оливия Уильямс) и ассистентки Амелии (Ким Кэтролл).

Через несколько дней Лэнг оказывается в центре скандала: его обвиняют в организации похищений и пыток подозреваемых в терроризме. Тем временем «призрак», поначалу пытавшийся романтизировать историю жизни своего героя в духе «Лэнг попал в политику из-за любви», раскапывает факты, которые быстро переводят его из разряда сторонних наблюдателей в участники событий.

После ареста в Швейцарии Роман Полански доделывал «Призрака», едва ли не сидя в тюремной камере. Учитывая столь драматичные обстоятельства, можно было бы заподозрить, что «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля (на котором в силу соответствующих причин автор не смог присутствовать лично) достался режиссеру в качестве жеста цеховой солидарности: культурная общественность не раз открыто демонстрировала, что находится на стороне Полански. Но если подобный мотив и фигурировал в решении фестивального жюри, то он явно не был доминирующим, потому что картину есть за что награждать и без этого.

Вернувшись к триллеру, Полански снял идеальный образец жанра, достойный стать каноном и быть помещенным в палату мер и весов.

В романе бывшего корреспондента «Би-би-си» Роберта Харриса у Лэнга имеется реальный прототип. Английский политик, занимающий жесткую позицию в отношении борьбы с терроризмом, поддерживающий вторжение в Ирак и тесно сотрудничающий с правительством США — намек достаточно прозрачен, чтобы опознать в герое книги Тони Блэра. Сценарий к «Призраку» режиссер писал совместно с Харрисом (кстати, это не первый для них опыт сотрудничества: в 2007 году на Каннском фестивале была анонсирована экранизация Полански харрисовских «Помпей», на главные роли прочили Орландо Блума и Скарлетт Йоханссон, но проект в дальнейшем заглох), и, естественно, аллюзии на Блэра и наезды на ЦРУ перекочевали из книги в фильм.

Без сомнения, настрадавшийся от правосудия США Полански получил мстительное удовольствие, пиная в фильме Штаты и проамериканского премьера.

Но он не был бы Полански, если бы снял обычное политическое кино. Его герой не Блэр, а тонущий в трясине случайных обстоятельств литератор: каждое действие приближает безобидного героя к неминуемому коллапсу. Герои Полански — туманный дождливый остров, нарастающий абсурд, стены, которые смыкаются вокруг писателя, люди, которые сжимают вокруг него кольцо. В крайнем случае герой Полански — просто политик, такой же безымянный, как и его летописец. Человек, жизнь которого исполнена гротескных нелепостей: он был так занят государственными делами, что пропустил научный прогресс и не ведает, что такое флешка. Человек, который никогда не сможет вырваться на свободу: если он совершает утреннюю лесную пробежку, за ним в отдалении тащатся телохранители.

В начале фильма, когда писатель проходит собеседование на роль биографа Лэнга, он говорит, что мемуары политиков никто не читает: чтобы сделать скучное жизнеописание интересным, нужно проникнуть в самое сердце героя.

Полански в «Призраке» поднимается над политикой, проникая в самое сердце триллера. «Призрак» хорош не тем, что за личностью Лэнга угадывается Блэр, а тем, что это абсолютно не важно.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)