Ну вот серьезно: в стране все так плохо с дипломатами, переводчиками и профессиональными военными, знающими по-английски чуть больше, чем «London is the capital»? Иначе я никакого смысла в этом факультативе не вижу.
«Придумали дядечки в погонах, которые песню «Коричневая пуговка» в детстве переслушали?»
«Салiдарнасць» спросила у родителей беларусских школьников, как они относятся к очередным нововведениям в учебной программе.
В средних учебных заведениях появятся новые факультативы: «Домашняя кулинария», «Школа моды» и «Военный перевод». Последний образчик креатива Минобразования РБ, имеющий в программе перевод военных текстов, допрос военнопленных и определение по знакам различия военнослужащих США и Великобритании, вызвал особенно бурную реакцию.
Подобные «изюминки» в школьное обучение добавляли и раньше. Например, в прошлом году утвердили учебный план для факультатива «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».
В 2022-м министерство усиленно рекомендовало школам проводить классные часы «гордости за Беларусь» и проводить факультативы по военно-патриотическому воспитанию, а также факультативы по семейным ценностям, в 2021-м — как ни удивительно, не только курс «Духовность и патриотизм», но и факультатив по правам человека, в 2019-м — «Школа юных защитников Отечества», где старшеклассникам рассказывали о современной военно-политической обстановке и учили разбирать АК.
«Салідарнасць» расспросила родителей беларусских школьников, как они относятся к очередным нововведениям и какие факультативы, на их взгляд, были бы действительно полезны. Получилось эмоционально.
«Идеологической шелухи хоть отбавляй»
Минчанка Александра (имена всех собеседников изменены по их просьбе — С.) рассказывает, что о «школьной новинке» слышала пока только в общих чертах, но ничего хорошего не ждет:
— Это как и со школьными буфетами и столовками: практически каждый год что-то улучшают, делают полезные меню, показательные дегустации, опросы родителей и детей проводят, а по итогу большинство ребят говорят, что школьная еда, мягко говоря, невкусная.
Ну и с факультативами примерно то же самое. Те, которые действительно нужны, например, дополнительные занятия для отстающих — еще какое-то время назад сами учителя предлагали разобрать непонятное на факультативах и допзанятиях, а теперь, я специально спрашивала у сына, в нашей школе таких просто нет. Зато идеологической шелухи, не нужной никому, кроме разработчиков, хоть отбавляй.
«Военный перевод» для старшеклассников, мне кажется, придумали дядечки в погонах, которые в детстве переслушали песни «Коричневая пуговка» — помните, «А пуговки-то нету от левого кармана и сшиты не по-русски короткие штаны, а в глубине кармана — патроны от нагана и карта укреплений советской стороны».
Вот они себе так до сих пор и представляют, что дети впечатлятся и пойдут ловить шпионов и читать как с куста военные тексты на английском. Ау, даже если отбросить идиотизм идеи (хотя как его отбросить) — это уровень ВУЗов, спецкурса в какой-нибудь Военной академии, или, наоборот, военной кафедры в лингвистическом, где вроде бы и должны готовить военных переводчиков!
А если серьезно, то для жизни, в любое время, не дай бог в военное, гораздо больше пользы было бы от факультативов по оказанию первой помощи в самых разных условиях. Это реально может спасти кому-то из близких или окружающих людей жизнь.
«Где вы видели храм с турникетами?!»
— Я уже с беларусской системой образования смирилась. В том смысле, что лишь бы не вредили, а давали минимальные знания, — говорит еще одна наша собеседница Марьяна, мама старшеклассницы из Бреста. — Могу долго перечислять, что со школами не так, но в целом, задача просто получить базовое образование. Сомнительные «эксперименты» мы стараемся обходить, а там, где не справляются оставшиеся школьные учителя, ищем репетиторов.
Вот недавно, например, обнаружилось прекрасное: у детей посреди года нет учителя физики. Почему уволили или сама педагог уволилась, администрация, конечно, не говорит, а адекватной замены предоставить не может.
В итоге уроки ведет кто угодно, кроме, может быть, физкультурника — детям просто дают читать параграф, никаких объяснений и уж тем более опытов.
У них по программе закон Ома, а в классе никто ничего не понял, ни один человек! Хорошо, мой дядя электрик и смог основы дочке разъяснить и даже показать.
Вот лучше бы факультатив по физике сделали, даже платный, или по другим естественным наукам, чем по домашней кулинарии — можно подумать, современные дети не умеют делать бутерброды.
К слову, о кулинарии: дочка рассказывала, как они делали на уроках труда компот, по какой-то книге рецептов из 1980-х — не интересно, по оценкам девчонок, невкусно, и по итогу не результативно, ничего у них в головах не отложилось.
С факультативом «Школа моды» для 8-9 классов, если их будут вести те же педагоги пенсионного возраста и по тем же учебникам, результат наверняка будет не лучше.
Хотя я уверена, что уроки труда могут и должны быть полезными: фартуком, который мы когда-то шили в школе, я реально пользовалась несколько лет, юбку тоже носила, а вязание на спицах и крючком хоть и не особенно пригодилось, но и бесполезными назвать не могу.
Меня вообще неприятно поражает, насколько в школе делается все, чтобы она была не интересна детям. В моем детстве было прикольно даже остаться после уроков и побегать по гулким пустым коридорам — а сейчас они еле досиживают до последнего звонка и сбегают.
Потому что уйма ненужного, учителя многие или дорабатывают до пенсии, или отбывают распределение и уходят, предметы дают сухо и неинтересно, завучи, как в советские времена, цепляются за внешний вид. Да и общая атмосфера не располагает: вход через турникеты, выход раньше времени только по записке учителя, родителям попасть в школу, как на секретный объект — а нам талдычат, что школа — второй дом и храм науки.
Да где вы видели храм с турникетами?!
«В лучшем случае, дети немного подучат английский»
Минчанин Вячеслав признается: искренне обрадовался, что старший сын уже пару лет как закончил школу, и его никакие эксперименты Минобра не касаются. А вот дочери, только перешедшей в среднюю школу, предстоит многое испытать на себе.
— Что касается факультативов по кулинарии и моде — мне кажется, это вызвано острой нехваткой поваров и вообще специалистов в сфере общепита, и конструкторов одежды. И эти дополнительные занятия (если я правильно понял, каждое всего по часу в неделю) имеют целью не столько научить составлению меню на неделю или расчету себестоимости продуктов, это все в нормальных условиях ребенок видит в семье, — а заинтересовать, подвести к тому, чтобы школьники к 8-9 классу захотели поступить на повара и точно знать, что не останутся без работы. Ну такое, альтернатива УПК.
А вот что касается военного перевода, причем почему-то только для классов с изучением английского, — это дичь.
То есть, так можно: убрать английский язык с остановок общественного транспорта и заклеить изолентой анлийский перевод на вокзале (следующий на очереди аэропорт?).
Такое у нас особенное гостеприимство, сразу дать понять залетным туристам, что их тут не ждут и не рады. Но при этом — ориентировать старшеклассников и кадетов — подростков! — на то, что в будущем им понадобится допрашивать потенциальных военнопленных войск НАТО.
Хотя британцам или американцам вообще непонятно, с чего бы в Беларусь идти — захватывать карту, посмотреть, откуда готовилось нападение? Такое у нас особенное миролюбие, да. В общем, градус абсурда — на отметке «Астанавитесь!».
Единственное, что меня утешает — что на практике сделано будет, скорее всего, как всегда. То есть из рук вон плохо и для галочки. В лучшем случае, дети немного подучат английский, в худшем — военруки действительно отчитают сколько-то там часов, а все участники забудут эти занятия, как страшный сон.
«Каждый раз, когда думаешь, что уже дно…»
— А мне дополнительные занятия по «Домашней кулинарии» нравятся, — говорит Елена, мама пятиклассника. — Но у меня личные обстоятельства: сына я воспитываю одна, и он много времени проводит с бабушкой, а та рада стараться и кормить его, чем попросит.
Теперь во всей красе вижу «эффект бабушки»: сам в лучшем случае картошку сварит и котлеты, уже готовые разогреет, даже где что лежит в холодильнике, не всегда найдет. Так что нам такой факультатив был бы очень полезен.
Но я, правда, не верю, что мальчиков на него записывают — скорее всего, будет опять гендерное разделение, как и на трудах, а это очень плохо потом для взрослой жизни. Многие мужчины вырастают с мыслью, что их главная задача в доме — лампочки поменять, и в магазин могут сходить разве что со списком, а женщины (и я таких лично знаю) забивают саморезы молотком и вообще не в курсе, как работает канализация.
Вот эти знания были бы полезны, современные факультативы для подростков по психологии отношений — тоже. Да вообще, озаботились бы лучше тем, что частные кружки и секции выгнали из школ, и теперь на разные дополнительные и развивающие занятия тратится больше времени и денег!
А военный перевод для школьников — знаете, про такой бред уже даже шутить не хочется, каждый раз, когда думаешь, что уже дно, снизу кто-нибудь стучится.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное